«Ту тикетс ту Преманна.»- впопыхах я пытаюсь купить билеты на вот-вот уходящий автобус на железнодорожной станции Беллано, зажатой между горным озером Лекко и Итальянскими альпами. Колорита ситуации придает тот факт, что билет продают в местом баре, располагающемся то ли под вокзалом, то ли на на нем. Бармен и местные старожилы, потягивающие бокальчик вина у камина, как минимум удивлены появлением иностранца, но не спешат. Тем не менее, отдав им должные 5 евро, я получаю заветные билеты и напутствие, чтобы отправиться в небольшое трехдневное путешествие в горную деревушку, расположившуюся на южном борту высокогорной долины.
По правде говоря, едем мы туда с двумя целями. Во-первых, «пройти курс компетентного специалиста по ресертификации снаряжения CAMP для промышленного альпинизма», а во-вторых — посмотреть местное производство.
По мере того как наш автобус забирается в горы, я все больше недоумеваю о каком производстве может идти речь, когда на склоне долины яблоку негде задержаться. То есть если оно упадет, то точно докатится до дна, по которому течет стремительная горная речка. И вот сменив пару автобусов мы подъезжаем к повороту, с которого открывается чудесный вид на всю горную деревню.
Premana, март 2016. Если присмотреться, то самое большое здание в центре кадра и есть фабрика CAMP
Изначально место расположения поселения выбрано благодаря двум факторам. Солнечному южному склону долины и железным рудникам. Так или иначе, но к началу 20-ого века весь городок занимался обработкой металла и изготовлением различных металлических изделий. Гвозди, петли, ножницы, ножи и столовые приборы — у каждой семьи в районе своя специализация. Так и у семьи Кодега (Codega) был свой профиль — колокольчики для крупного рогатого скота. Но в 1920 году к традиционным изделием добавилось одно новое, которое предопределило, дальнейшую историю.
Слева за кадром аналог первого военного ледоруба 1937 года выпуска
Это был большой заказ для нужд армии. Примерно тогда же в 1920-ых годах Антонио Кодега (сын основателя) знакомится с Риккардо Кассином (Riccardo Cassin), который поручает ему произвести первые крючья и закладки для альпинистов. Собственно аббревиатура C.A.M.P была придумана как торговая марка, новой компании, обозначающая Codega (фамилия рода), Antonio (имя), Metilda (прозвище семьи в местных кругах), Premana (название родного поселения). Спустя 126 лет компания CAMP не только сменила своего места дислокации (хотя сейчас у компании есть ещё два производства в Китае), но и не сдвинулась со своего исторического места в горной деревушке. Компания разрослась, но CAMP так и остался семейным предприятием. Сейчас компанией управляет четвертое поколения семьи Кодега (правнуки основателя Николы Кодега (Nicola Codega)).
На пером этаже — офис, на втором живет один из братьев Codega.
Если пройти на 50 метров дальше, то будет видно новое производственное здание, построенное в начале 2000х годов. Точнее будет видна его крыша с парковкой, потому как сами производственные площади находятся ниже по склону и видны только с противоположного борта долины.
Сейчас непосредственно в этих зданиях работает около 50 человек, но с CAMP в Премане связан почти каждый житель. Находка братьев заключается в том, что они не только разрабатывают лучшее в мире снаряжение, но и производят его у себя в регионе, загружая местных соседей заказами на производство и сборку различных деталей и комплектующих. Непосредственно сама компания занимается разработкой и тестированием снаряжением, логистическим обеспечением производства и контролем качества. Производство сложных технических изделий обеспечивают местные независимые компании (часто расположенные на нижних этажах небольших жилых домов). Более простые изделия (например, карабины) производят на 2 фабриках в Китае, которые построены и оснащены компанией CAMP. На фабриках вахтовым методом дежурят сотрудники головной компании из Перманы. Здесь же в деревенском офисе главное место занимает инженерный отдел (отдел исследований и разработок, R&D).
Один из братьев Codega показывает снятую с ЧПУ-фрезера заготовку прототипа нового карабина.
Тестовая лаборатория оснащенная всеми станками необходимыми для испытаний железа, обвязок и касок.
Стенд для испытания касок.
Каска, испытавшая удар пикой по промышленному стандарту.
Ящик снаряжения, порванного на стенде.
Экспериментальные цеха.
Полуавтоматический фрезер производит прессформы для производства.
Пресс.
Стенды галтовки деталей.
И ещё множество станков, которые описать в рамках этой заметки невозможно. Тут же находится логистический склад запчастей, куда привозят и увозят заготовки жители Преманы вот на таких трудягах-муравьях:
На таких трехколесных Piaggio развозят ящики с деталями по всему поселку.
И, конечно же, автоматизированный склад с более чем 1500 наименований готовой продукции.
«Знакомтесь, это — семья Джованни, они собирают наши устройства больше 45 лет.» — говорит Андреа Кодега, заводя в небольшое производственное помещение в одном из домов неподалеку от завода.
Отец Джованни ставит оси-заклепки на CAMP Goblin.
Matik и Druid Pro тоже собираются здесь.
Технологическая карта сборки Turbochest.
Сам цех находится на первом этаже обычного преманского дома. На обычной преманской улице.
Справа — самое широкое место, самой широкой улицы города.
Стандартная ширина стандартной улицы Преманы.
Перекресток горизонтальной и вертикальной улицы.
Замечательный вид на долину гарантирован всем жителям.
Двор.
Вообще за три дня общения создалось впечатление, что хороший вид из окна истинные приманцы не готовы променять ни на что.
Это первый раз, когда я позавидовал сверлильному станку.
Ну а теперь главный секрет бизнеса: для того, чтобы производить лучшее в мире снаряжение нужно иметь такую наковальню
и в свободное от основной загрузки время делать
колокольчики для скота. Потому что так делал твой дед и прадед. И, если даже на месте твоего дома уже построена твоя собственная фабрика, — это не повод съезжать с исторического места. Нужно просто жить на ее крыше, работать и помогать зарабатывать соседям, с которыми живет твой род и просто любоваться видом на родные улицы,
и деревню,
и горы.