
Пару лет назад я понял, что не знаю о снегоступах ничего. У меня уже был опыт небольших походов на них — снегоступы в ЛП были всегда — и сказать, что я с ними не работал было бы неправильно. Тем не менее, мои представления в этой области строились на догадках, а не на практике. Это обзор посвящен сугубо практической стороне выбора снегоступов. Нашему опыту и некоторым выводам из него.
Для начала разберемся с терминологией.
Жесткие, Рамные, Традиционные. Современные снегоступы принято делить по типу деки: на жесткие (с жесткой пластиковой декой) , мягкие (обычно алюминиевый каркас, обтянутый пвх) и традиционные, сделанные из дерева и жил КРС.
Существует мнение, что мягкие снегоступы — это изобретение индейцев, в то время как жесткие — использовали жители Альп. Однако это не так. Снегоступы обоих типов были распространены по всему миру.
В подтверждение этого, можно посмотреть схемы изготовления снегоступов конца 19 века. Обе схемы американские. Естественно, что в то время (при отсутствии легких и прочных пластиков) превалировали деревянные каркасы, перетянутые жилами или кожей. Эта конструкция оказалась настолько хороша, что практически без изменений дожила до наших дней. Более того, у нее есть несколько существенных преимуществ.
Традиционные снегоступы.
Сделанные из натуральных материалов (или почти натуральных), традиционной конструкции — они до сих пор пользуются популярностью у охотников. пх несомненные плюсы: малый вес на единицу опорной площади, ремонтопригодность и самое главное — бесшумность.
Различаются по характеру строения на несколько основных видов. Например, тип Аляска удобен для переходов по большим заснеженным долинам. А тип Медвежья лапа используется в лесных массивах и буреломов — там где длина и грузоподъемность должны уступить маневренности. Эти и остальные типы традиционных снегоступов лучше всего посмотреть в сравнительной таблице ниже.
Остается лишь добавить, что традиционные снегоступы в России можно купить лишь Канадской фирмы GV. Первые такие снегоступы мы купили для украшения магазина и, естественно, сразу же решили их испытать. Каково же было наше удивление, когда мы поняли насколько они эффективны и удобны. Поэтому, в этом сезоне мы решили не пренебрегать старыми добрыми рецептами и обеспечить их выбор.
Все традиционные GV двух типов: из натуральных жил и кожи, и с синтетической тетивой. Первые требуют ухода: в конце каждого интенсивного зимнего сезона на них рекомендуется лак. Просто обезжирить и помазать. Ничего больше. Крепления у таких снегоступов — также продаются отдельно и бывают натуральные кожаные или пластиковые. Плюс натуральных материалов (кроме их эстетичности, что в таких снегоступах немаловажно) в том, что при сильном морозе (-25C и ниже) они не скрипят.
Жесткие.
Многие думают, что жесткая дека — находка последних 20 лет.п это опять неправда. В подтверждение своих слов, ниже привожу патент 1894 года.
В отличие от старых деревянных образцов, современные жесткие снегоступы — из пластика. Практически все они ориентированы на жесткий снег и фирн. Жесткая дека позволяет легко закрепить шипы для льда, ограничитель и компенсатор подъема для пятки. Но, именно эта жесткая дека, накладывает ограничения на максимальный размер снегоступов. Самые большие из доступных в России снегоступов — TSL 227, с трудом могут сравниться c маленькими моделями мягких снегоступов. Единственный существенный плюс жестких снегоступов — цена. Если говорить о качественных моделях (в обзоре мы по умолчанию рассматриваем только такие варианты), то самые дорогие жесткие снегоступы равны по цене самым простым мягким снегоступам. Справедливости ради замечу, что жесткая дека имеет преимущество в прокатах (в ЛП модель TSL 226 сдавалась более 5 лет и пережила не один десяток походов и экспедиций). пз качественных производителей, с которыми сталкивались, больше всего моделей у французов TSL. Фактически, их специализация — жесткая дека. Кроме TSL на рынке жестких дек ещё есть Inook и MSR. Все они достаточно надежны, но сильно уступают своим мягким собратьям по грузоподъемности.
Рамные или снегоступы с мягкой декой.
Особенность данной конструкции в том, что вес непрямо пропорционален размеру. То есть, чем больше площадь снегоступа, тем меньше его вес на единицу площади. пзначально туристы и фрирайдеры недолюбливали такие снегоступы, считая их непрочными, и в следствии этого непрактичными. Однако, наши опыты показали обратный результат. Если конструкция продуманная, материалы надежные, и с качеством все в порядке, то на таких снегоступах можно отправляться в самые сложные экспедиции. Благодаря своей конструкции, такие снегоступы лучше переносят неровный рельеф, подыгрывая на нем, в то время как жесткие модели, часто встают на излом. При хорошо сконструированном креплении, ходить в них тоже намного легче, чем в жестких моделях. Даже не нужен блокиратор пятки на спусках.

Пытаясь разобраться во всех этих неявных особенностях, мы пришли к выводу, что без полномасштабного исследования нам не обойтись. Размеры снегоступов относительны, более важна их площадь опоры. Для того, чтобы узнать ее, мы построили в Ледниковом периоде маленький стенд и в течении сезона замеряли, попавшие к нам снегоступы. Данные заносили в таблицу.
Бренд | модель | размер | квадраты на схеме | кв.см | пара в кв.см | площадь в кв м | вес пары гр | класс/комментарий |
GV | Alaskan | 117 | 2925 | 5850 | 0.585 | 2650 | традиционные/без креп | |
GV | Huron | 52 | 1300 | 2600 | 0.26 | 1250 | традиционные/без креп | |
GV | Huron | 12*48 | 107 | 2675 | 5350 | 0.535 | 2530 | традиционные/без креп |
GV | Bear Paw | 12*30 | 77 | 1925 | 3850 | 0.385 | 1810 | традиционные/без креп |
GV | Kid Trail | 7*21 | 41 | 1025 | 2050 | 0.205 | 1320 | рамные/детские |
GV | Kid Trail | 7*18 | 36 | 900 | 1800 | 0.18 | 1070 | рамные/детские |
GV | Wide Trail | 12*42 | 125 | 3125 | 6250 | 0.625 | 3340 | рамные |
GV | Wide Trail | 11*38 | 108 | 2700 | 5400 | 0.54 | 3080 | рамные |
GV | Winter Trail | 10*36 | 96 | 2400 | 4800 | 0.48 | 2570 | рамные |
GV | Polar Trail | 9*32 | 75 | 1875 | 3750 | 0.375 | 2400 | рамные |
GV | Mountain Trail | 9*29 | 65 | 1625 | 3250 | 0.325 | 2050 | рамные |
GV | Aerolite | 9*29 | 67 | 1675 | 3350 | 0.335 | 2400 | рамные |
GV | Aerolite | 10*36 | 84 | 2100 | 4200 | 0.42 | 2260 | рамные |
GV | Mountain Extreme | 25″ | 49 | 1225 | 2450 | 0.245 | 2460 | рамные |
GV | Outdoor Trail | 8*28 | 64 | 1600 | 3200 | 0.32 | 1560 | рамные |
GV | Outdoor Trail | 8*21 | 39 | 975 | 1950 | 0.195 | 1500 | рамные |
GV | Outdoor Trail | 10*36 | 84 | 2100 | 4200 | 0.42 | 2460 | рамные |
GV | Carbon Tech | 8*29 | 63 | 1575 | 3150 | 0.315 | 2340 | рамные |
GV | Cat Trail | 8*25 | 46 | 1150 | 2300 | 0.23 | 1300 | рамные |
Easton | Hike | 30 | 67 | 1675 | 3350 | 0.335 | 2640 | рамные |
Easton | Backcountry | 30 | 69 | 1725 | 3450 | 0.345 | 2680 | рамные |
Easton | Backcountry | 25 | 49 | 1225 | 2450 | 0.245 | 2540 | рамные |
Easton | Trail | 25 | 48 | 1200 | 2400 | 0.24 | 2300 | рамные |
Easton | Trail | 30 | 69 | 1725 | 3450 | 0.345 | 2440 | рамные |
Easton | Artica Women’s Trail | 25 | 50 | 1250 | 2500 | 0.25 | 2160 | рамные |
TSL | 810 | 52 | 1300 | 2600 | 0.26 | 1320 | жесткие | |
TSL | 227 | 61 | 1525 | 3050 | 0.305 | 2160 | жесткие | |
TSL | 226 | 45 | 1125 | 2250 | 0.225 | 1780 | жесткие | |
TSL | 217 | 47 | 1175 | 2350 | 0.235 | 2000 | жесткие | |
TSL | 305 | Progress Easy | 40 | 1000 | 2000 | 0.2 | 1620 | жесткие |
Inook | AXM/VXM | 47 | 1175 | 2350 | 0.235 | 2130 | жесткие | |
CAMP | ALU | M-L | 57 | 1425 | 2850 | 0.285 | 1900 | рамные |
CAMP | SNOW 3 S | S | 52 | 1300 | 2600 | 0.26 | 2400 | жесткие/трансформер |
CAMP | SNOW 3 L | L | 70 | 1750 | 3500 | 0.35 | 2400 | жесткие/трансформер |
Hagan | Reptile | 160 см | 62 | 1550 | 3100 | 0.31 | 4460 | лыжи |
Bestard | Top Extream | UK9,5 | 15 | 375 | 750 | 0.075 | 0 | ботинки |
Зная свой вес (человек+ снаряжение), и подставив его в таблицу, можно легко рассчитать удельное давление на снег.
О практических испытаниях, случаях из жизни и интересных конструктивных решениях некоторых моделей читайте во второй части.