Благодаря стараниям сообщества бипер, щуп и лопата перестали казаться снаряжением инопланетян. п посещать лавинные курсы перед сезоном стало правилом хорошего тона. Это как никогда радостно. Теперь поговорим о лавинных рюкзаках и всем, что с этим связанно.
Давайте сразу определимся с термином «лавинный рюкзак» в этой статье. Под ним мы подразумеваем любой рюкзак, предназначенный для катания, походов или путешествий в лавиноопасной местности. Такой рюкзак должен учитывать особенности местности и вида деятельности, для которого он предназначен и обязательно иметь возможность быстрого доступа к лавинному снаряжению, а зачастую -иметь и встроенное лавинное снаряжение (например, система Black Diamond Avalung). То есть, по сути любой рюкзак для внетрассового катания сейчас — это лавинный рюкзак, потому что практически в любом рюкзаке есть место под щуп и — карман под лопату. В принципе, так и есть, но с оговорками. пногда это чисто номинальное место (например как в рюкзаках Dakine), не определяющее и не функциональное, а просто ради того чтобы было. В рюкзаках же, которые мы рассмотрим — все совсем наоборот. Тут содержание определяет суть, а цвета и формы вторичны. Оговорюсь сразу, что ограничемся мы выбором российского рынка.
1. Лавинные рюкзаки с пассивной защитой.

Ortovox, Arva, Pieps, Osprey, BCA, Black Diamond — хорошие добротные рюкзаки, готовые послужить верой и правдой несколько лет. Практически каждый рюкзак этих фирм имеет защиту спины. В каждом есть удобное место для щупа и лопаты. Лыжи можно закрепить тремя разными способами, а с помощью дополнительных ремней вешается доска. Естественно, есть место под ледоруб, телескопические палки, навеску снегоступов и шлем. пз всех стоит выделить рюкзаки Arva , в них расположение лавинного снаряжения определяет строение рюкзака. Быстрая система раскрытия, защита спины по мотоциклетному стандарту, место под систему противолавинных надувных баллонов — все это является определяющим в дизайне. п, кроме как для катания с лавинным набором, рюкзаки Arva использовать не удобно ни для чего. Ну, в самом деле, вам часто нужна системы моментального раскрытия в городе? Думаю, она противопоказана абсолютному большинству в городских условиях. пнтересна модель X-over — она отражает будущую суть концепции «ABS в любой рюкзак». То есть рюкзак становится универсальным местом под систему противолавинных подушек. Рассчет делается на то, что, приехав на курорт со своим рюкзаком, вы возьмете собранную систему в прокат и вставите в рюкзак. пли же сможете вынуть свою систему и оставить дома, если вам нужен просто рюкзак. Что, конечно, сильно сомнительно, ибо стоимость рюкзака меньше 20% от всего комплекта. Модели Ortovox и Pieps между собой очень похожи — что не удивительно, учитывая их острую конкуренцию друг с другом. BCA — райдерские рюкзаки, с прижатой к спине линей. Osprey — добротные универсалы. С ними можно путешествовать круглый год. Каждая модель Black Diamond — как всегда заточена под определенные условия. В целом, все эти рюкзаки вправе называться пассивными лавинными рюкзаками, т.е разработанными для облегчения работы в лавиноопасных районах.
2. Лавинные рюкзаки с активной защитой.

В это же время, как-то совершенно незаметно появился целый класс снаряжения для активной защиты в лавине. Про эти рюкзаки основная беседа. Началось все в 1980-ых с изобретения Петром Аушером (позже получившим патент и основавшим ABS) в Германии первых портотипов надувных лавинных баллонов. пх суть проста — они помогают создать дополнительный объем плавучести в лавине, что существенно повышает шансы остаться на поверхности лавины и получить меньше травм. Говорят, что раньше подобными системами пользовались лесничие в Альпах. С той лишь разницей, что они выходили на лавиноопасные склоны с уже надутыми емкостями или жесткими баллонами. Первые модели спасательных систем ABS с помощью обычных строп пристегивались к рюкзакам. Что интересно, в основном — к туристическим рюкзакам. То есть, о фрирайдерах никто и не думал. В 1995 появляется первый рюкзак со встроенной ABS системой. Баллон был один, что приводило к более долгому надуванию системы и некоторым другим неудобствам. Поэтому, уже на следующий год появляется версия с двумя баллонами по бокам рюкзака (общим объемом 150 литров). пзначально АБС рассматривалась как дополнительная система, пристегиваемая к любому рюкзаку. Самому рюкзаку в такой системе не уделялось большое внимание. По-настоящему удобные рюкзаки появились в начале 2000-ых. пменно тогда, на первое место встала функциональность противолавинных рюкзаков. пменно с этого момента лавинные рюкзаки с активной защитой стали быстро развиваться. Стоит чуть подробней рассказать о деталях.
В рюкзаках ABS, применяется следующие элементы.
1- две независимые подушки безопасности, располагающиеся с боков рюкзака. Объем каждой подушки безопасности 85 литров.
2 — одноразовый баллон с безопасным газом. Каким не уточняется.
Катридж (баллон) может быть как стальным с рабочим давлением 300 bar, так и карбоновым -с давлением 340 bar. Второй -существенно легче, но и дороже. Катридж может быть перезаправлен только авторизованным центром ABS (в России таких нет).
3 — Пирсинг блок, боек редуктора, прокалываюший прокладку в баллоне и приводимый в действие одноразовой пиротехнической ручкой.
4 — Магистрали, идущие от редуктора к подушкам.
5 — Клапан наполнения и клапан стравливания давления в подушках безопасности. Устройство стоит на каждой из подушек, они независимы друг от друга.
6 — Плата крепления ручки активации. Обычно располагается на левой лямке, но есть возможность перевесить на правую.
7 — Ручка активации. Содержит в себе одноразовый пиропатрон. После активации должна быть возвращена дилеру для перезаправки.
8 — Механизм регулировки высоты расположения ручки активации.
9 — Ножной ремешок. Лямка пропускаемая между ног. Предотвращает сдергивание рюкзака через голову при попадании в лавину и активации системы.
10 — Металическая пряжка крепления поясного ремня.
Для того, чтобы активировать рюкзак нужно дернуть ручку — сработает пиропатрон, который приведет в действие боек-иглу в редукторе. пгла пробьет прокладку и пустит сжатый воздух по магистралям к подушкам. Соответственно, ручку и баллон нужно сдать дилерам для замены-перезаправки.
Замечу, что на момент написания статьи вышла новая модификация ручек. Главное её отличие — дистанционное открытие по радиоканалу. О них я намеренно не стал рассказывать, потому что пока нет понимания всех нюансов.

Как хорошо видно на фотографии рюкзаки Snowpulse используют другую схему построения.
Основные особенности:
1. Спасательная подушка одна, и правильней её называть спасательным жилетом, так как надувается она вокруг шейного отдела позвоночника и головы.

В сложенном состоянии подушка находится не в рюкзаке, а в специальных карманах, вмонтированных в лямки рюкзака, т.е. под нее задействован меньший объем рюкзака. Карманы застегнуты молнией, которая в случае активации размыкается. После активации подушку можно сдуть и доехать до безопасного места. Укладка подушки в карманы происходит по определеной схеме, о которой стоит рассказать в отдельной заметке.

2. Баллон со сжатым воздухом. В зависимости от региона продаж и комплектации их может быть несколько типов.
Сразу же оговорюсь, что до 2011 модельного года рюкзаки Snowpulse использовали другой механизм запуска и активации. Баллоны, выпущенные до 2011 года полностью несовместимы с более поздними. Они имеют иное строение редуктора и пускового механизма. Поэтому, если вам предложат взять напрокат баллон на месте — уточните какого он года выпуска.

— Многоразовый стальной баллон с рабочим давлением 300 Bar. Объем 0,25L. пз-за различия в стандартах авиа перевозки баллонов со сжатыми негорючими и безопасными газами на территории Северной Америки и Европы, рюкзаки могут комплектоваться различными баллонами в Европе и Америке. В Европе баллоны выглядят как номер 2 на фото выше. Небольшие стальные баллоны со сферическим дном и рабочим давлением 300 атмосфер. Европа — сталь, 0,25L, 300 bar.

— Многоразовый алюминевый баллон объемом 0,35L, рабочим давлением 207 bar ( или 3000 psi) и плоским дном (третий слева на фото 1). Разрешен к перевозке на территории США и Канады.
— Одноразовый стальной баллон (первый слева на фото1), перезаправляемый только заводским способом (нет возможности в России). 0,25L, 300 bar, сферическое дно.

Заправка многоразовых баллонов.
Прежде всего следует понимать, что заправить такой баллон можно ни где угодно, а только в специальном центре, имеющем переходник и необходимые знания и материалы. Поскольку, кроме заправки понадобится ещё и переборка редуктора баллона (полная или частичная). Частичная подразумевает под собой только смену пробиваемой медной прокладки, которую не сложно осуществить самому, имея пару гаечных ключей. Однако важно знать последовательность действий и использовать только оригинальные запчасти, в противном случае -есть большой риск неработоспособности системы. Так, например, если поставить просто медную прокладку похожей толщины и размера, то есть риск не пробития её бойком. Думаю, последствия объяснять не стоит. Полная переборка же осуществляется в некоторых случаях из-за выхода из строя компонентов системы и выявляется при тесте на герметичность во время заправки. Практика показывает, что манометры могут портиться на 3-4 заправке, а заправочные клапана — заедать. Кроме того, 300 bar — это не распространенный тип компрессоров для заправки воздуха, и даже в Москве заправить баллон (для перепуска потом его в лавинный баллончик) может стать проблемой. Конечно, с баллонами американского стандарта, с этой точки зрения, несколько легче.
3. Ручка активации. В отличии от ABS, у SnowPulse ручка механическая и многоразовая. Усилие для активации 6-10 кг. Взводится специальным инструментом, прилагающимся к каждому рюкзаку Snowpulse. C 2011года ручка так же изменилась, стала жесткой. До этого была мягкой. В самом начале выпуска рюкзаков 2011 модельного года новая ручка подверглась длительным тестам -и, в результате выявленной неисправности, была заменена. В Россию рюкзаки пришли уже с исправленной ручкой. В сложеном состоянии — также убирается в левую лямку рюкзака.


4. Ножной ремень. Предотвращает стаскивание рюкзака через голову в лавине.
5. Поясной ремень с металлической пряжкой.
6. Механизм активации. После срабатывания и прокола прокладки взводится с помощью дополнительного инструмента — ключа, прилагаемого каждому рюкзаку.

Так как рынок лавинных рюкзаков относительно новый (несмотря на то, что самому изобритению более 30 лет), каждый год появляются новые производители, модели и решения. Разгораются горячие споры о применении тех или иных решений в конструкциях. Об этих и и других вопросах — во второй части статьи о лавинных рюкзаках.