Лавинное снаряжение следующего сезона.

16 марта 2011

103265_full


На крупнейшей  выставке товаров для спорта и отдыха, конечно, не обошлось без показа снаряжения для обеспечения безопасности в лавинах и спасательных работ.

Лавинные датчики.

Все фирмы представили новые модели лавинных датчиков, и все эти новинки объединяет одна особенность. Выполненные в корпусах топовых моделей прошлого сезона эти датчики отличаются самыми простыми интерфейсами и отсутствием, каких либо кнопок для управления. Есть кнопка «включить», кнопка «искать» и кнопка «маркировать найденного пострадавшего».

В последние годы производители увлеклись расширением функционального наполнения лавинных датчиков. Встроенный компас, акселерометр, термометр, датчик угла наклона, множество настроек и возможность продвинутого управления поиском.
Как выяснилось – далеко не всем это нужно и не все способны справиться с управлением прибором, особенно в стрессовой ситуации. Плюс прогресс в электронике и программном обеспечении позволил часть этих функций переложить на плечи кремниевого мозга.Убраны некоторые “лишние” функции. Так например Pieps Tour отличается от Pieps DSP отсутствием режима сканирования эфира для определения точности частот передачиков других лавинных трансиверов. Т.е. не показывает отклонения от стандарта. Для справедливости надо заметить что эта функция  хоть и очень интересна и даже немного забавна, в абсолютном большинстве случаев абсолютно не востребована.

Модели, выполненные в этой концепции:Arva Axis, Mammut ELEMENT , Ortovox 3+, Pieps Tour, Ortovox S1+  (Рисунки)
Некоторые датчики уже есть в продаже, некоторые анонсированы на следующий сезон.

Ortovox 3.jpg

Датчик Ortovox 3+ уже поступил в продажу. Кроме современного дизайна, небольших размеров, минимального веса и интуитивно понятного интерфейса в этом датчике есть и технические новинки. В силу особенностей строения электромагнитного поля дальность приема сигналов и соответственно скорость поиска очень зависит от взаимного расположения передающей и приемной антенны. Максимальная дальность достигается если антенны находятся параллельно в одной плоскости, минимальная если они находятся во взаимно перпендикулярных плоскостях. Встроенный в Ortovox 3+ датчик положения позволяет определить, в каком положении находится прибор и выбрать для передачи антенну, находящуюся в лучшей позиции. Данная технология позволяет даже в самой сложной позиции достичь 90% дальности от максимальной.

Arva Axes

Продолжается выпуск, как топовых моделей для профи с различными режимами, настройками и выбором целей ( Arva Link, Mammut Puls, Pieps DSP, Ortovox S1) так и более простых и бюджетных устройств ( Arva Evo, Ortovox F1 Focus, Pieps Freeride). Не смотря на наличие в производстве одноантенных и даже аналоговых датчиков, стало понятно, что трех антенная цифра уверенно побеждает.

Достаточно интересными выглядят датчики Arva  — модели Link, Axis и 3Axes — которые позволяют продвинутому пользователю перейти в аналоговый режим, что бывает удобно при мультипоиске или для пользователей, которые давно используют аналоговые приборы.

Но кроме обычного эволюционного развития есть и революция. Представлены пред серийные образцы  революционного устройства – Pieps Vector.

103279_full
В этом датчике объединены  лавинный трансивер и навигатор  GPS.
На различных форумах строились предположения, о том, что Vector будет передавать на поисковый прибор координаты, но реальность оказалась несколько проще – координаты используются при построении поиска первичного сигнала, чтобы не было пропущенных зон и для триангуляции направления на сигнал пострадавшего. В остальном навигатор используется для определения координат, высоты, скорости и записи маршрутов.
Pieps Vector
Объединение в одном корпусе лавинного трансивера и навигатора поставило перед инженерами Pieps  сложную задачу. Лавинный датчик  должен работать на передачу минимум 200 часов, а навигаторы наоборот не отличаются большим сроком автономной работы – 30-40 часов это уже много, вопрос как инженеры решили эту проблему пока не имеет ответа.
Но некоторые подсказки все таки есть – использован встроенный литий-йонный аккумулятор с зарядкой от USB  и  также, крупными символами на дисплее показывается время, которое прибор сможет проработать до следующей подзарядки.
Видимо при активном использовании GPS потребуется ежедневная подзарядка батареи.

Также в Pieps Vector применена еще одна интересная технология – если рядом с передающей антенной оказывается помеха, заглушающая или искажающая сигнал – мобильный телефон, металлический предмет, камень – сигнал начинает излучать другая антенна, сигнал от которой не подвергается искажениям. Реализован ли в этом приборе алгоритм выбора антенны с лучшим положением, аналогично Ortovox 3+, пока неизвестно.

пнтересную новинку, в основном ориентированную на  профессиональных спасателей, представила фирма Pieps. Это небольшие устройство весом около 100 граммов и ценой около 100 евро должно позволить обнаружить спасателя попавшего в лавину при проведении спасательных работ. Многие современные датчики имеют функцию автоматического перехода из режима поиска в режим передачи сигнала, особо продвинутые устройства, со встроенными датчиками движения, активируют эту функцию, через 2-3 минуты после того, как спасатель перестает двигаться. Менее «разумные» устройства через 3-5-8 минут работы в режиме поиска. Появление данной функции стало значительным шагом вперед в обеспечении безопасности спасателей, но по мнению инженеров Pieps лавинный датчик, который находится в руках спасателя, даже не смотря на наличие страховки, может быть вырван из рук спасателя вторичной лавиной. п тогда будет обнаружен не пострадавший, а просто лежащий в снегу датчик. Чтобы этого не произошло и разработана новинка Pieps Backup. Прибор включает в себя маломощный приемник с радиусом действия 1 метр и стандартный передатчик. Маячок кладется рядом с основным датчиком и пока он принимает сильный сигнал от него или спасатель двигается – то маячок молчит, но, как только, сигнал пропадает и спасатель перестает двигаться он переходит в режим передачи.

Зонды и лопаты.
Arva Showel
Эти устройства развиваются эволюционно и никаких революций в следующем сезоне ждать не стоит. Доля пластиковых лопат уверенно сокращается, появляются комбинированные типы. Так, например, стало распространенным явлением усиливать лезвие пластикового совка металлической пластиной. Производители улучшают материалы, дизайн и эргономику. Правильный подбор диаметра зонда и толщины стенки трубки позволил на 30% повысить жесткость зонда без увеличения веса.
Для спортсменов ски-альпинистов налажено производство углепластиковых зондов и лопат с минимальным весом.
Лавинные рюкзаки.

За последний год стало очевидно, что это один из самых надежных способов защиты. Спрос на лавинные рюкзаки превышает предложения, в связи с этим начинают активно развиваться предложения различных моделей. Третья фирма занявшаяся выпуском лавинных аэрбегов стала американская BCA. Катриджи для активации рюкзака продолжают оставаться слабым звеном. Они дороги, трудно перевозимы, и не мультистандартны. В связи с этим в Европе начинают появляться дополнительные сервисы. Например SnowPulse собираются открыть сеть прокатов катриджей, а для новой системы перезаправляемых катриджей (она же используется в рюкзаках BCA) собираются поставить воздушные компрессоры на всех фрирайдных курортах европы. Сейчас сушествуют 2 вида катриджей SnowPulse (кевларовый легкий и аллюминевый дешевый), перезаправляемые катриджи SnowPulse, катридж ABS, и презаправляемый баллон ABS, но есть шанс что со временем все прийдет к единому стандарту.

103309_full Внешне система BCA больше похоже на подводный ребризер.

Пионеры из ABS предложили другой вариант.  На рынке стали появляться рюкзаки, к которым можно подстегнуть противолавинную систему ABS. Например ARVA X-over. Подразумевается, что приехав на курорт со своим рюкзаком к нему можно будет взять в прокат противолавинную систему с аэрбегом. пнтересно у нас на Северном Кавказе скоро появится?!
Кстати, хорошая новость – баллоны для лавинных рюкзаков стало можно провозить авиатранспортом и в России. Правда пока по одному на человека.

Рюкзаки.
Предложение рюкзаков для катания огромно, но мне показался интересным рюкзак Rescuer, который оборудован системой быстрого открывания, укладкой для лавинного снаряжения и встроенной инструкцией по действиям в аварийной ситуации.

103313_full