Автономка на кайтах по северу Норвегии

15 апреля 2016

start

С 5 по 8 апреля, на полуострове Varanger в Норвегии, прошла гонка на кайтах Varanger Arctic Kite Enduro (VAKE). Гонка ежегодная, я принимала участие в ней в первый раз. Наша команда, состоящая из 2х человек, называлась Popoloka. Капитаном был Леша Степанов, опытный марафонец, но на VAKE, как и я, он тоже был в первый раз…

Мне не хватало времени на подготовку, поэтому другой возможности, чтобы переделать триммер и планку на прототипе Paraavis GVX 15m2, кроме как за 1 ночь до старта, у меня не было. Я сильно рисковала: если бы я что-то сделала неправильно, то не смогла бы использовать в гонке это крыло. Я первый раз в жизни без чьей-либо помощи и советов ставила на триммер второй блочек, чтобы облегчить его ход, а также переносила настройки с клевант на триммер, путем значительного расширения его хода. Кроме того, я увеличила ход самой планки на 20см и разработала новую систему крепления для хвоста триммера, который в затянутом состоянии волочится и попадает под лыжи. По центру планки я наклеила мягкую часть липучки, а на хвост нашила жесткую. В гонке это оказалось гораздо удобнее, чем такая же липучка на щелевом стопоре сбоку, как делают некоторые производители.

Старт был пешим, в гору, надо было пройти /пробежать с санями около 1,5 км до горного озера, на котором уже можно было поднимать кайты. 37 команд-участников из 15 стран использовали один из четырех тактических вариантов движения на этом участке: те, у кого были отдельные лыжи для скитура или беговые — шли на них (самый быстрый вариант), некоторые одевали камуса на единственную пару лыж, некоторые шли в треккинговой обуви, а мы решили просто дойти в горнолыжных ботинках. Перед стартом на лыжи нанесли эмульсию Swix — Red Glide — предоставленную skiwax.ru.

Дуло около 6м/с с юга, и я, глядя на горы, где повсеместно из под снега торчали камни, на первой контрольной точке ошибочно решила поднимать elf d8. Надо было сразу брать 15ху. В результате, было потеряно очень много времени, потому что мне не хватало площади 11,5 м2 и я ползла еле-еле. К тому моменту, когда я подняла 15ху, (о, счастье! с новым триммером все отлично) начало раздувать. Перед гонкой Леша меня уговорил поставить на 30ти-метровые стропы 7-метровые удлинители, о чем я сильно пожалела. Я проехала на ней совсем немного, из-за островов открытых камней не удавалось протягивать галсы, приходилось слишком часто разворачиваться, заметно усилился ветер, меня стало поднимать на разворотах и я решила обратно менять кайт на d8. Пока меняла, померила анемометром (который вручили за 1ок место на марафоне в Тольятти) скорость ветра: 10-12м/с. Достаю д8, пытаюсь поднять, приходит порыв, меня начинает тащить на камни, и я снова кладусь и говорю Леше, что я даже на д8 не готова идти. Достаем Лешину семерку Sky Country alaska 2 и ползу на ней. Леша забирает у меня мои сани, чтобы хоть как-то меня ускорить. В результате, на одном из перевальчиков в Лешин д8 на 43-метровых стропах приходит порыв и его протаскивает по камням в перемешку с двумя санями. Отдаю Леше его семерку, забираю свои сани и беру новенький ozone Frenzy 7m2 (за него спасибо Павлу Макарову). Frenzy оказывается очень приятным кайтиком, по комфорту напоминает мне paraavis Ion. Но идем мы слишком медленно: надо было больше тренироваться на рельефе и продолжать ехать на бОльших размерах…

Полуостров Варангер, дистанция

На третью контрольную точку Raggovidda приходим одновременно с российской командой Mad Siberian Horses. Впереди каньон Longdalen. На брифинге обсуждалось, что в лоб в него на кайтах спускаться нельзя из соображений безопасности, что обходить можно западнее (покороче, но посложнее) или восточнее (подлиннее, но попроще). До того, как я его увидела, я думала, что это — ущелье метров 500 глубиной, поэтому предлагала обойти его слева, где попроще. Каньон оказался не таким большим и страшным, но метров 100-150 там все-таки было. Леша вдруг рискнул пойти в лоб на кайте и смог это сделать очень удачно. Внизу ветра не было, о чем мне Леша, сообственно, сказал по рации, и велел спускаться точно по его следу. Я решила, что раз внизу ветра все равно нет, то кайт лучше сложить наверху и просто спуститься с санками на лыжах, что я и сделала. Дальше мы решили одеть камуса и на них выходить из каньона снова в лоб, наверх, пока не появится ветер. Хотя камус, который мне выделили в ЛП работал отлично, подъем шел тяжело, сани сильно тянули назад, уже накопилась усталость. У Леши камус был более узким и держал хуже. В дальнейшем я подсмотрела у команды Белка и Стрелка отличное решение — камус из двух узких полосок, который можно подстроить под разную ширину лыжи. Дойдя до выполаживания, подняли д8 и пошли на кайтах. Мы видели, как нас обогнало несколько команд, прошедших с запада от каньона — там ветер дул постоянно и им не понадобилось складывать кайты. К 22:00 мы добрались почти до 5ой контрольной точки, и, так как с 22 вечера до 7 утра движение команд по дистанции запрещено, встали там на ночевку. В 100 метрах позади нас встала на ночевку Швейцарско-Австрийская команда Team HQ Europe.

image

image

image

Утром мы пытались поднять кайты, но, пройдя метров 300, сложились и пошли пешком. HQ шли рядом с отставанием секунд на 30. После перехода дороги под ЛЭП мы опять попытались поднять кайты и потеряли на этом кучу времени, а HQ сразу ломанулись в гору на камусах, исчезнув за перевалом. Когда мы следом за ними поднялись на перевал, задуло 7м/с. Обрадовались, разложили кайты. Через минуту — опять 0м/с. Опять идем пешком. По очереди обгоняем друг друга, тот кто впереди, ждет другого, спит около 4 минут. Усталость такая, что кажется, что на эти 4 минуты теряешь сознание. Просыпаешься, пытаешься вспомнить не только «Где я?», но и»кто я?» ))) после того, как проходим очередную долину, подлетает тучка из-под которой немного поддувает, и нам удается уехать на кайтах на плато. На плато хороший ветер, лавируемся на 6ую точку, вокруг не видно ни одной команды. После 6ой точки начинаем движение в бакштаг. Ветер, по-прежнему, с юга. Подходим к дороге не доходя какой-то фермы или базы. Перетаскиваем сани (сейчас думаю — можно было прямо с кайтами в лыжах перейти, не отцепляя). У Леши кайт завязывается в бантик дважды. В конце концов стартуем в сторону озера. На озеро Леша вываливается по крутому спуску, и у него на кайте снова бантик. Я спускаюсь за ним на д8, езжу вокруг него, жду, пока распутает. Кайт класть не хочу — дует около 10-12 м/с, может тоже бантик случится, лучше не класть. К Лешиному кайту не подъезжаю — еще не хватало лыжами крыло или стропы порезать. Пока Леша возится с планкой возле саней, его кайт поднимает, нога застревает в санях, и его тащит недолго вниз по ветру вместе с санями. Через пять минут картина еще круче: сани уезжают на кайте без Леши))) в конце концов Леша складывает крыло, достает семерку. Я понимаю, что если Леша поедет на семерке, то мне тоже надо брать 7ку. Светит солнце, очень красиво, мы стоим на озере Geatnjajavri. Достаю фотик.

image

image

Мои любимые, легкие и жесткие лыжи от Custom Ski за 30 секунд заносит снегом. Красота. Поднимаем семерки и уходим в галфинд на 7ую точку Stjernevann. Там нас ждет милая палатка, где можно зарядить рации, трекеры и GPS, и 2 часа обязательной стоянки для всех прибывающих команд. Перекусываем, немного спим, ветер заканчивается.

Выходим со Stjernevann пешком, проходим 100 метров, начинает дуть. Я достаю 15ху, Леша — д8, и мы выбираемся на плато. На следующую, 8ую точку, Mattavaari мы летим на хороших ходах по пухляку. Раздувает все больше, очертания гор постепенно пропадают в молоке. Видимость сокращается метров до 50. Некоторое время едем вдоль занесенного снегом заборчика — от него торчат верхушки столбиков и по ним видны изгибы белого рельефа. Надо сказать, что кайт у Леши, конечно, красивый, но совершенно белый. Его увидеть в молоке невозможно, даже когда Леша едет прямо в метре передо мной. Поэтому до поры до времени я видела только самого Лешу, но внезапно он съехал в какой-то овражек, и передо мной возник всеобъемлющий белый экран, на котором не видно, где — верх, где — низ и не понятно, на какой скорости и под каким углом к земле ты двигаешься. Я тут же вспоминаю, что у Леши на рации начала садиться батарейка. Срочно говорю ему, чтобы он останавливался и ждал меня, пока мы не потеряли друг друга. Думаю про Edge 800, предоставленный на эту гонку компанией Garmin – хоть у него батарейка не садится, если что – смогу скинуть свои координаты или доехать до Леши, если он даст свои. Едем дальше в метре друг от друга вниз по ветру. Триммер зажат, дует около 10м/с, меня дозит. Когда доезжаем до Mattavaari (8ой точки) я понимаю, что уже темно, 21:00, и через час вставать на стоянку. Сил к концу дня не так много, и при возникновении сложной ситуации тело может просто не успеть адекватно среагировать. Останавливаю Лешу и говорю, что дальше на кайте при такой видимости идти через участок, где куча оврагов, я не готова. Леша рвется на Berbegyvann и принимает решение взять меня на буксир. Через 15 минут кайт сложен, веревка пристегнута, и мы паровозиком начинаем лавироваться на север. Видимость нулевая — еле видно световое пятно от Лешиного фонарика. Вдруг пятно ныряет куда-то вниз и исчезает в молоке. Выпускаю из рук веревку и успеваю оттормозиться, молюсь, чтобы там было не глубоко. Через некоторое время вижу живого Лешу на другой стороне оврага с кайтом в зените. 21:45. Принимаем решение становиться на ночевку в овраге. Выкапываем площадку под палатку, делаем противоветровую стенку с востока. Я помню, что на следующий день в прогнозе был В ветер до 16м/с. Пока ставим палатку мимо пробегает лиса, прячется в нору. Выходит, к ней присоединяются еще две. Уходят на восток по оврагу. Примерно в 100м к западу встает на ночевку команда, которая еще только идет на 8ую точку Mattavaari. Видим их фонари в темноте. Около 2 часов ночи ветер усиливается настолько, что палатку начинает заметно трепать.

image

image

Утром выхожу, первый раз напялив маску и защиту лица от ЛП. Поднимаюсь из оврага наверх, дует 12м/с фоново, порывы до 15м/с. Видимость 50м. Решаем, что т.к. до Berbegyvann всего 13км, а там обязательная двухчасовая стоянка, то позавтракаем уже там. Поднимаем 7ки. Меня дергает до того, как я успеваю развернуть лыжи, и тащит вперемешку с санями вниз по ветру. Кладу кайт, пытаюсь выбраться из под саней. Леша решает подъехать мне помочь, паркует мой кайт, и, внезапно мне сообщает, что его кайт улетел. «Как улетел?» «Да, вот так. Оторвался от подкуполки и улетел.» Планка, стропы, миксер — все в руках у Леши. Та команда, что встала вниз по ветру еще даже не начала собирать палатку. Леша идет к ним поговорить. Они пытались поймать крыло, но оно пролетело буквально метрах в 5 от них и исчезло в молоке. Я сразу понимаю, что за потерю снаряги нас ждет снятие с гонки. Но сейчас не до этого. Надо как-то ехать на Berbegyvann. Леша берет 7ку Frenzy и обе пары саней, а мне отдает Pansh Adam 3,5 m2, переставленный на планку. Лавируемся на точку очень долго, объезжаем овраги, но к 11:15 все-таки доходим.

image

Начальника точки Per Store и волонтера Димы Бубновикова нет на месте. Мы уже прошли 181км. Общаемся с французом Nicolas Jacuemot (он же — Caf Banjoo), который уже давно сидит на этой точке. Его напарнику стало плохо, обострилась какая-то старая болезнь легких, и его увезли в больницу на снегоходе. До этого они шли в первой десятке. К концу обязательного часа стоянки подъезжает Per на снегоходе и Дима на кайте. Объясняем ситуацию с потерей кайта, спрашиваем, можно ли двигаться дальше. Per звонит главным организаторам. Ждем, встегнутые в кайты. У Димы что-то случается с управлением, и он переезжает все 4 стропы на Frenzy, падает, валит флаг и мольберт с результатами, и меня. Захожу в палатку, Per говорит, что нам дальше двигаться нельзя, мы сняты с гонки. Нам рассказывают, что, когда сходит снег, олени иногда запутываются в стропах и погибают. Норвежцы постараются найти кайт, когда сойдет снег. Записывают координаты точки потери и направление ветра. Леша быстро договаривается с Perом и Димой и уезжает к жене с дочкой в Vadso, а я остаюсь на Berbegyvann, чтобы еще покататься. Катаемся вдвоем с французом Banjoo, я на Диминой 10ке Elf Joker 4. Banjoo успешно учит меня прыгать.

image

image

Вокруг точки расставлены флаги с фото Polar Fox — редким видом белой лисы, здесь начинается территория заповедника, где их особенно много. Чтобы развеятся, леплю скульптуру лисы)

image

Общаясь с ребятами, узнаю, что Camilla из команды Team Nore (лидеры среди смешанных, папа с дочкой) за 10 км до финиша сломала обе ноги. У Леши из YeS сломалась лыжа пополам, но он снял лыжу с одной из пар саней и переставил на нее крепления и поехал дальше на двух разных лыжах. Многие сошли с дистанции. На фото Camilla и ее отец.

image
Утром еще немного катаемся и едем до дороги за снегоходом 27км по липкому снегу. Прощай, Varanger. Летом приедем искать улетевший кайт…

Фото: Екатерина Голицына, Caf Banjoo, Алексей Степанов, Ольга Рыжова

Ссылки:
Сайт соревнований vake.no
Видео на странице в facebook https://www.facebook.com/vakefinnmark/videos?ref=page_internal