Экспресс-Скитур в Адыгее

23 марта 2016

IMG_6299_1Расскажу тут коротенько как мы сходили в походик на Тхачи.
Пойти поскитурить подмывало давненько. И, как водится, как только петух клюнул — сразу начало все само складываться. Лыжи за месяц до поездки я одолжил у Димы Табачника. Боты нашел на авито. Ну, и Марусю получилось собрать довольно быстро. Про снарягу отдельным постом. Саша Коршунов решил, что рисковать не будет и пойдет на снегоступах.
Несколько тренировок в Сорочанах и красногорской горке дали уверенность в том, что мы справляемся с новым для нас снарядом. Старался научиться кататься на разных склонах и московская непонятная погода подкидывала нам то лед, то слякоть. За неделю перед отъездом поменялся прогноз. Пришла резкая оттепель, и мы не на шутку призадумались о смене маршрута. Но решили не давать заднюю и все-таки искать снег на Тхачах.
1440 км говорил яндекс-навигатор, когда мы озадачили его, садясь в машину возле Ледникового Периода. Дальше -уже привычный за последний год режим 3-4 часа рулежки «dance music and energy drinks», потом проваливаюсь в сон на разложенном сидении сирены. Потом снова рулежка. И вот последняя смена у штурвала после Майкопа. 20 часов и мы в Новопрохладном.
В сумерках подъезжаем к калитке базы «Нулевой Километр». Нас встречает Женя — хозяин кемпинга и наш новый друг. У тандыра встречаемся с Олегом и Дашей! Классно встретить друзей, не сговариваясь. Горячие лепешки пролетают молниеносно. Мы валимся спать в чудесной белой юрте.
Утро морозное и я, проснувшись раньше всех (как обычно), ношусь по поляне в труселях и фотографирую радугу. Мучительные сборы — слишком неоднозначная погода. Тепло под двадцать сбивает с толку.IMG_6256_1
Женя показал на кануне вечером кольцевой маршрут по Корытам к Малому Тхачу и мы решаем не расслаблять булки и не придаваться коньяку и колбасе в балагане Ветреный. Решаемся на 4 дня трекинга-скитура-альпинизма. Наши друзья провожают нас по лесовозке до небольшого ущелья, которое называется Щель. Тут дорога кончается и начинается тропа вдоль ручья. Идем с непривычно тяжелыми рюкзаками, но бодро.IMG_6263_1
К вечеру набираем почти тысячу двести метров вертикали. Последний крутой подъем намекает, что сил уже мало. Цель нашего первого дня — балаган Юбилейный. Вышли на поляну — тут кругом снег. Делаем несколько шагов и понимаем, что тропить придется почти по пояс. Делать нечего — одеваем лыжи, клеим камус. Вот началось — звучит в моей голове. Тропим четыреста метров по белому. Луна уже освещает путь лучше фонарей. Находим Балаган в тени огромных пихт. Радость. Каждый балаган — это радость, печь, топчан, аварийный набор продуктов. Топим ладную печку, пока она горит в балагане тепло, ходим без курток. На полу ароматные лапы пихт. Топим снег, пьем чай. Много вкусного чая. Ложусь и тут же засыпаю.IMG_6275_1

Утро в Балагане Юбилейный. Пахнет хвоей. По карте рядом есть колодец. Идем искать. Тратить газ и время на топку снега не хочется. Надеваю лыжи, а Саша – снегоступы, идем в овраг. В овраге больше метра снега, ходим туда-сюда, но никаких признаков колодца не находим. Решаем отказаться от идеи. Возвращаемся с пакетом снега, топим, заливаем фляги, термоса.
Денек, вроде бы, солнечный. Иногда набегают облака. Сегодня весь день тропить по гребню, заросшему пихтами. Тропа пересекает поляну и теряется в густом лесу. Идем по старым раскисшим следам. Много следов медведя, лис, косуль и более крупные следы копытных — зубры. Тропа отмаркерована, но саму тропу удается разобрать далеко не всегда — она скрыта под снегом. Идем по интуиции, периодически заглядываем в Сашин планшет, сверяемся.IMG_6356

По задумке мы должны к вечеру дойти до балагана Даховский — он уже у малого Тхача, на одном из безлесых отрогов. Перепады высот небольшие, за день мы должны в общем набрать около шестиста метров. Рельеф часто меняется: то тропим в горку, то потихоньку катимся на камусах вниз. Мечтаю о длинном пологом спуске, в конце которого зимовье. На полянах снег ухает. Глубинная изморось. Аккуратно проходим заснеженные подъемы по кромке леса. Один раз совсем плоская поляна ухнула так, как будто разгрузили «Камаз» щебня у тебя за спиной. Маша вскрикнула.IMG_6289_1
Ближе к вечеру выходим на довольно крутой траверс, видно стену большого Тхача. Но скоро накатывают облака. За несколько минут видимость падает до десятка-другого метров. До Даховского остается два или три километра, но мы решаем найти полянку под палатки. На склонах попадаются буреломы и выгоревший лес, идти по такому месту и днем трудно. Тропа теряется, то и дело проваливаешься между занесенных снегом ветвей. Эти ловушки очень достают. Продвижение крайне медленное. Один из таких спусков в пятьдесят-семьдесят метров занял у нас больше часа. Решаем, что рисковать не будем и пройдем остаток хребта по свету.IMG_6339
В тумане находим проталину под соснами — хорошее место с видом на Тхачи. Ставим палатки, и начинается дождь. Ужинаем и развешиваем носки и термухи под тентом. Переговариваемся между палатками. Засыпаем под порывы ветра и дождь. Шутим, что медведи в такую погоду пьют чай дома, а не шляются черт знает где.
Ночью приморозило. Лежу в теплом спальнике, еще темно. Я, как обычно, проснулся рано. Не знаю — проснулся ли Саша. Ворочаюсь еще час. Светает — пора выбираться на улицу. Хожу во внутренниках. Снег плотный, все смерзлось, а трава высохла абсолютно. Наверное, около десяти мороза было. Вода в гидраторе замерзла.
Пью крепкий вечерний чай из термоса. Перед сном натопил воды: уже вырубаясь, сидел и мешал ложкой снежную кашу в котелке. Не укутывался в спальник специально, чтобы не заснуть. Если подкладывать понемногу и постоянно помешивать, то процесс топки ускоряется значительно. Ну, и опять же — не заснешь. Очень хотелось натопить воды на утро. Утром влом ждать пока снег натопится.IMG_6322
После чая иду фотографировать. С местом не прогадали — отличный вид на стену Тхача, а с другой стороны — на Фишт и Оштен. На Лаго-Наки много снега.
Топится снег, ребята уже проснулись. Заталкиваю в себя два пакетика заварной овсянки, немного сыра. Варю кофе — без кофе грустно. После кофе уже ничего не может удерживать на биваке=)
Кофе выпит, нужно валить. Снимаем развешенные по оттяжкам носки и прочее. Все фанерно-заледеневшее. Думаю, что нужно подклеить к внутренникам подошву из тонкой резины, или намазать их силиконовым герметиком погуще. Солнце жарит, сушим и подправляем камуса, я снял их в надежде подсушить ночью. Пока топил снег, пытался их подсушить, но было очень влажно. Кое-как удалось подсушить клеевую часть и переклеить на сетку. А теперь сковыриваю палкой ледяные наросты на скользяке, бафом вытираю насухо. И хоооп — клею камуса.
Все, мы готовы к бою. Плечи ноют еще с вчера, ноги тоже ощущаются специфически. На удивление — нет мозолей. Идем довольно бодро, и я по-прежнему жду длинного спуска, хотя впереди только небольшая седловина.
Выходим на гребень. Слева овраг и длинный спуск, на самом гребне — елки-палки и лысины. Лезу в овраг — уж больно охота катнуть. Ребята мои маневры не одобряют: незадолго до того я катнул без камуса, но уперся в завал.
Из-под ног вылетела огромная пестрая сова и бесшумно улетела. Жаль «go pro» выключена была.
На седловине жара – тут, как линзой собирается солнце, снег окружает нас и хочется снять куртку. Фотографируем Тхач. Отсюда уже видно черную точку балагана Ветренный.
Начинаем траверс Малого Тхача. На заснеженном отроге, как на мосту стоит одинокий, на вид – заброшенный, балаган Даховский. Мы хотели дойти до него, но теперь даже не знаю: если там нет двери и печи, то это было бы разочарование — упороться и прийти в полуразваленный балаган.IMG_6383
Разглядывая карты в большем масштабе, обнаруживаем особенность: MapsMe не отображает некоторые объекты на более мелком масштабе, и мы прошляпили балаган Сахаров — проскочили совсем рядом. На одной из полян нужно было повернуть налево.
Издалека замечаем следы крупной сырой лавины. Это зрелище вызывает какое-то тревожное чувство, такой сильный контраст с отличной солнечной погодой. Впереди опасный участок, южный склон. Нужно постараться пройти его как можно быстрее. Конечно, повторно тут сойти не должно: выше по склону уже остается одна трава и небольшие кляксы снега, но может сойти что-то другое. А мы помним, что сырая лавина утащит, даже и небольшая.
Склон крутой, ниже камни и криволесье. На одном из прогибов рельефа решаем пойти в связке. Дилемма: иди в связке — значит подстраховывать друг друга, проходя обрывистые места. Но идти в связке в лавиноопасном месте нельзя. В итоге — через некоторое время убираем веревку Саше под клапан.IMG_6363
По раскисшему снегу плохо держит камус, и мы тратим довольно много сил, проходя крутые участки. Чувствуется нервное напряжение, у Маши камус начал плохо держать. Лезем почти в лоб на плечо оврага, разрезающего склон. Тут тень и под лыжами почти лед. Приходится вколачивать кант, чтобы не сползать вбок или вниз. Особенно стремно делать развороты. Каждый раз напрягаюсь, ожидая, что в момент, когда я подниму лыжу для kick turn потеряю равновесие. Но все проходит нормально. Саша тропит впереди. Он почти всегда обгоняет нас, особенно на сложном рельефе.IMG_6393
Вот проходим последний лоб и открывается хребет. Отсюда видно Чертовы ворота, но нам до них не успеть. Обходим Малый Тхач. Я опять в надежде пологого траверса и плавного спуска. Но нас ждет разочарование — на северной стороне почти везде много снега, и весь он изборожден следами мокрых лавин. Снег смерзшийся — буквально бетон. Делать нечего, одеваем кошки. Идти трудно, по лавинным выносам приходится скакать, по снегу часто проваливаюсь. Особенно достают ямы у деревьев. Несколько раз застреваю так, что выбраться сам не могу. Трепыхаюсь, рюкзак наваливается, толкает лыжами. Адски больно от того, что сводит икры. Хорошо, что рядом есть друзья.IMG_6397
Солнце заходит, из долины наползает облако и все вокруг погружается в него. Упираемся в Скалы. Впереди просматриваются очертания двух кулуаров, нам по ним — вверх. Иду на разведку в нижний, но там довольно сложно — нужно вешать перила. Решаем осмотреть верхний. Идем вверх на передних зубьях, уклон крутой. Сверху из тумана Саша радует нас новостью — казавшийся очень крутым кулуар, оказывается проходимым и вправо есть более пологий проход. Несколько раз думаю о том, что нужно связаться, но это от напряжения.
Подъем оказывается недолгим. Выходим на пологое место. Поднимается ветер, довольно холодно. Одеваем теплые рукавицы и застегиваем капюшоны. Стоять нельзя, движение — это жизнь.
Даже после небольшого отдыха очень трудно разогнать кровь в ногах и руках, трудно согреться. Пробегает мысль – ну, что еще на сегодня нам выпадет перенести? Проваливаюсь в снег, несколько минут на четвереньках, чертыхаясь выбираюсь и слышу голос Саши — там впереди в тумане он увидел медведя. У нас на тропе — самый настоящий косолапый. Прямо перед нами, метрах в сорока. Сидит в глубоком снегу и неподвижно на нас смотрит. Отчетливо видна крупная башка и круглые уши. Стоим рядом — так мы для него одно крупное пятно. Саша стреляет зеленой ракетой из сигнала охотника, мишка пятится назад, но не драпает. Шумим и орем, пока Саня заряжает красную предпоследнюю ракету. Опять почти ноль эмоций, ракета пролетает над медведем. Он делает несколько шагов вниз и останавливается. Решаем оставить последнюю ракету на экстренный случай. Гремя ледорубами, свистя, чертыхаясь мы идем выше по склону и обходим мишку по краю криволесья. Поем бременских музыкантов и от песни становится как-то весело.
Оглядываемся, прислушиваемся. И вот ветер разгоняет клочья облаков. Перед нами корона Большого Тхача, полнолуние и звезды освещает путь. Еще немного и мы у Ветреного — мы обязаны дойти до него сегодня.
Бредем, я сбиваюсь с тропы и увязаю в снегу на какой-то мелкой полянке, это усилие высасывает последние силы. Карабкаюсь на какой-то камень между пихт, еле переставляю ноги. Мне кажется, что я схватил легкую гипотермию. Очень трудно согреться в движении. Саня отдает мне снегоступы. Как специально, проваливаюсь почти всегда только я (а, может быть, только кажется); ломается и остается в снегу кольцо моей палки. Через несколько шагов палка проваливается, и я ее сгибаю. Пытаюсь выпрямить о колено, но она просто ломается. Убираю обломок и иду с одной палкой. Нет сил затянуть пряжки на снегоступах — вернее, я не могу сделать нужное усилие. Более-менее с помощью удается затянуть пряжки. До зимовья остается чуть меньше пятисот метров. Доходим до источника, наливаем полные фляги — нам всем нужен горячий чай. И вот, наконец, балаган. Радость, каждый балаган — это радость.
Снимаю рюкзак. В балагане отличная печь, есть небольшой запас дров. Отмечаем прибытие колбасой и глотком коньяка. Развешиваем по веревкам сырую одежду, внутрянки. Долго пьем чай. Я чувствую, как возвращаются силы. Есть почти не хочется. Пьем чай, еще и еще — с сахаром, с шоколадом. Валимся спать. Долго не могу отогреть руки. Перебарываю себя, чтобы согреться — нужно одеть все теплое и сухое. Сплю. Ночью на полу шуршит мышь. Порывы ветра заставляют балаган вздрагивать. Не зря он ветреный.IMG_6400
Утро. Новый день заглядывает через щели в стенах. Печь прогорела уже давно. Встаю и первым делом развожу огонь. Будильник не ставили и уже позднее утро. Вещи, которые мы развесили над печкой, замерзли, хотя что-то, конечно, успело высохнуть. Мои внутренники примерзли к полке, буквально с хрустом оторвал — твердые, как два куска льда. Хожу по лабазу в кроссовках. Хобот гидратора замерз, и чтобы налить воды приходится его размораживать у печки. Варю кофе, все начинают потихоньку возиться.
На улице солнечно, легкий ветер. Выношу непросохшие вещи на улицу и раскладываю на корягах у домика. От лабаза идет тропка на небольшой холм, иду по ней. Интересно, куда она идет? Прихожу на круглую проплешину, все ясно — здесь есть связь. Пишу смс домой и Жене Зелинскому: «Всё хорошо, будем поздно вечером». Думаю прокатиться на лыжах от домика и вниз — тут хороший кусок снега начинается метрах в ста выше под стеной и уходит ниже в лес, но так и не решаюсь. Чувствую, что не восстановился, опасаюсь получить травму. От Ветреного больше двадцати километров до Новопрохладного. Стать обузой для ребят — так себе перспектива в последний день путешествия. Фотографирую и возвращаюсь в домик.
Завтракаем, пакуемся. Сегодня нам предстоит некислый переход.IMG_6459

По карте нам предстоит пройти под стеной Большого Тхача, затем спуститься к Сахраю, дотопать до поляны Тайвань и от нее по лесовозке дойти до деревни. Это 1400 метров сброса, и более десяти бродов. Перед выходом я закрепляю флажок CAMP на коньке Ветреного. Как-то неловко фоткаемся с банером ICE-AGE.ru.- фотик никак не хочет стоять устойчиво на ведре, толкает сам себя автофокусом и кадры выходят кособокие. Под конец, Маруся берет дело в свои руки и делает снимок с рук. Стоять на ветру холодно, одеваться теплее нет смысла. Выдвигаемся.
Тропа идет траверсом по лесу. Иду один в лыжах, все еще не отпускает надежда катнуть. Иногда удается скатиться и даже, вроде как, это выходит довольно ловко. Маша и Саша идут в кошках — на тропе много льда. Иногда попадаются маркеры, но тропинки не видно почти, она теряется на заснеженных полянах и мы не всегда с ходу понимаем куда нужно идти дальше. Часто карабкаемся, держась за стволы. Идем медленно, по навигатору 850 метров в час. Но быстрее никак. Почти сразу после того, как мы прошли стену Тхача заканчивается снег, переобуваемся. Долго вожусь с пластиковыми ботами. Их нужно надежно закрепить под клапаном. Иначе они норовят выскочить и долбануть по шее. Спуск по лесной мягкой дорожке в легких кроссах — это большое удовольствие. Вот теперь наша скорость значительно выше.IMG_6472
Делаем привал и едим. Неожиданно земля начинает дрожать – ощущение, что рядом идет поезд. Ниже по склону появляются зубры, мы поспешно убираем вещи с дороги. Нам кажется, что они несутся по дороге вверх, но ошибаемся — они уходят левее и ниже. Их черные силуэты мелькают за стволами. Пытаюсь сделать несколько кадров, но неудачно. В этих животных чувствуется настоящая мощь природы.
Еще немного и мы приходим к реке, издалека слышится ее шум. Перед нами первый брод. Мокнуть не хочется, и мы перескакиваем кое-как по камешкам. Дорога петляет и то идет по руслу, то пересекает его изгибами. Смеркается. Заканчиваются мелкие броды, и мы шлепаем по колено в ледяной воде. Сбиваемся со счета — бродов больше десяти точно. Жалею, что не взял неопрен. Перед Тайванем нам попадаются несколько бродов выше колена. Загадываем вернуться к «нулевому» к десяти вечера.IMG_6471
Вот и мерзкая лесовозка, на наше счастье — грязь успела подмерзнуть и мы относительно быстро идем. Включаем фонари, хоть и луна светит ярко, — так искать проходы между колеями значительно проще. В Новопрохладном ищем проход к «нулевому», выходим к забору на другой стороне от входа на участок базы. Мои спутники не узнают дом Жени, с такого ракурса мы его не видели. Но я узнаю его по светодиодной ленте. Нас встречают друзья, Мы передаем рюкзаки через ограду и перелазим сами. От того, что лямки моего экспериментального рюкзака не особо удачны, у меня пережимало руки и я толком не мог поднять рюкзак, до юрты почти волочу его по траве. В юрте натоплено. Валимся на ковер, переодеваемся в теплое и идем ужинать. Нас ждут пироги из печи! Пьем травяной чай, наперебой рассказываем о наших приключениях. Засыпаю, накрывшись спальником. Точка в этом походе поставлена, но это не конец.

Спасибо всем, без вашей поддержки выполнить задуманное было бы крайне трудно. Спасибо Саше за навигацию и нордический характер, Марусе — за терпение и доброту, Жене — за пироги и гостеприимство, Олегу и Даше — за искренность.

Отдельно благодарю Артема Заикина (CAMP) за предоставленное снаряжение. Команду Ледникового — за то, что терпят мое отсутствие=)

Отдельная статья про использовавшееся снаряжение выйдет в ближайшее время.