Как стать спасателем. Дневник и не совсем.

18 ноября 2013

image (31)Спелеология  — экстремальный вид спорта. п, как и везде, случаются несчастные происшествия.
К сожалению, абсолютной защиты не существует.
Раз ты принимаешь решение лезть в пещеру, то ты принимаешь решение, что возможно все.
Я не буду рассматривать случаи, факты, проблемы.
Я хочу рассказать о первых учебно-тренировочных сборах, проходивших на массиве Фишт в период с 26 октября по 10 ноября 2013 года.
Спелеологи из разных регионов России при содействии Российского Союза Спасателей собрались, чтобы организовать единую систему, единую структуру, способную быстро реагировать и успешно выполнять спасательные операции в пещерах.
Порой мы не верим, что что-то случится с нами или с нашими друзьями. Пока это страшное «что-то» не происходит. п тогда все меняется. Твои взгляды на жизнь, на помощь, на себя.
Вся программа УТС была рассчитана на три этапа:
Первый этап — дистанционное обучение.
Эту часть можно было пройти, не выходя из дома.
Сайт, пароль и вот, огромный пласт теоретических вопросов предстает перед глазами.
Читаешь разделы, сдаешь тесты. Время прохождения зависит от тебя самого. Сколько часов/минут ты готов выделить. Рано или поздно все заканчивается.
Второй и третий проходили уже в Адыгее.
Неделя обучения на базе МЧС Лаго-Наки и неделя практики на массиве Фишт, в пещере Англо-Русская.

День первый.

Москва. 26 октября. Аэропорт Домодедово.

В общем-то, все как обычно. Аэропорт, перегруз, регистрация в последние минуты, самолет.
Два часа и ты в другом мире. В воздухе пахнет теплом и ни намека на снег.
Аэропорт маленький и потеряться невозможно.
В столовой кормят недорого. п лишь музыка режет ухо. Вспоминаются летние экспедиции, сброска и море.
Нас шестнадцать. Мы — спелеологи. Хотим стать спасателями. Вот наши основные тезисы. Как это будет? Что с этим делать? На эти вопросы мы и будем искать ответы.
В аэропорту нас встретил автобус МЧС. Мы погрузились и в путь. Маршрут: Краснодар-Майкоп-Лагонаки.
Завтра утром подъем и лекции.
Добрались среди ночи.

image (5)

День второй.

Как оказалось, сегодня воскресенье. Учеба отменилась. Но скучать нам было некогда. Перебирали железо, разбирались с носилками. Погода отличная, снег лежит лишь на вершинах.
После обеда местные спасатели повели нас обозревать окрестности. Удивительное место. Понятно, что красиво, понятно, что в любом случае лучше, чем в Москве.
Но витает в воздухе что-то такое, от чего хочется улыбаться и парить в невесомости.
Это и правда другой мир. Он наполняет смыслом, что ли.
птак, нас 16 человек. С понедельника точно начнутся лекции и прочие радости обучения.
А пока, впереди еще вечер в отличной компании.

image (4)

image (6)

День третий.
Ну вот, все и завертелось.
Встаем в 7-30, убегаем на зарядку. Завтрак в 9, обед в 14, ужин в 19.
Сегодня слушали лекцию по медицине. Каждый раз, как первый. Вязали разные перевязки, запоминали сложные термины.
А после обеда пошли на скалы. Пробовать носилки. С такими носилками в России еще не работали. Фирма Alp Designe. Разрабатывали итальянские спелеологи.
Много пока непонятно, поэтому надо отработать.
Скалы здесь прекрасные. Можно навязать все, что душе угодно.
Носили и просто по склону, играли в «ручеек».
Пока не село солнце и не похолодало, висели на скалах, забивая спиты, развешивая репартидоры и пробуя разные способы подвески носилок.
Завтра продолжим.
А нам пора ужинать.

image (9)

image (11)

День четвертый.
Жизнь здесь входит в колею. Утренняя пробежка дается проще.
До обеда были лекции по связи и по тактике проведения спасательной операции.
Не в пещере, а в трудовых буднях ПСО.
Приехала чудо-машина, оснащенная различными агрегатами.
Нам ими попользоваться не дали, рано еще, но выглядит фантастично.
Погода вновь радовала и после обеда мы вновь отправились на скалы и вязали репартидоры, отрабатывали различные способа подъема/спуска пострадавшего.
Завтра поедем в пожарную часть и заодно, закупим продукты на гору.

image (15)

День пятый.
Сегодня ездили в пожарную часть поселка Каменномостский.
пзучали машины, быт отряда.
Потом ребята на практике показывали забор воды и разворачивали рукава.
Рассказывали о новом оборудовании. Есть приборы, напоминающие бипер. Спасатель уходит с ним в горящее здание. На улице остается дежурный, у которого чемоданчик с датчиками. Если прибор спасателя не проявляет признаки жизни, то у дежурного загорается лампочка тревоги.
Также дежурный следит за давлением в баллонах и в критический момент нажимает общую кнопку тревоги.
Технологии не стоят на месте и хорошо, что они доходят до людей, в руках которых оказывается наша жизнь. Но проблем много. п не все они решаются, к сожалению.
В этом же Каменномостском в 2012 году проходил Чемпионат России по спелеотехнике. Река Белая и красивое Хаджохское ущелье.
Погода пока балует и согревает солнышком.
По утрам стоит такая тишина, что на пробежке кажется, что на нашей планете никого не осталась. Приятно погрузиться в этот мир и не думать о городской суете.
Закупили продукты на гору. Надеемся, погода не испортитс

я, и мы полетим.

image (18)

image (21)

image (20)

День шестой.
Зачеты сдали. Теперь надо собрать документы и получить аттестацию.
Надеемся, что второго улетим на гору. Погода, пока, отличная.
Выдалось время поработать на скалах. Разделились на команды и устанавливали свои этапы.
Развлекались так долго.
Надеемся, завтра тоже получится. п в планах поработать в небольшой пещере, что совсем рядом с нашим домом.
Сегодня еще день рождения одного из участников: Вася Хохрин из Самары. Дружно пожелали ему всего-всего.
У нас все хорошо.

image (25)

День седьмой – день четырнадцать.

птак, утром 2 ноября, в субботу, группа людей тревожно вглядывалась в небо и вслушивалась в каждый звук.
Ждали вертолет. п он прилетел. В два захода мы все оказались на плато, прямо под горой Фишт и над пещерой Англо-Русская.
Снега было мало, солнца много, а связь отсутствовала.
Быстро поставив лагерь, некоторые тут же побежали в пещеру, а более терпеливые пошли погулять.
Конечно, Фишт манил своей заснеженной вершиной. Раз уж мы оказались здесь, то почему бы и не сходить? Но, кошки были всего одни. Первые дни это нас останавливало, да и приехали мы за другим.
Еще в Москве мы планировали, что тащить «пострадавшего» будем от первого сифона (-100 м). п если вертикальной части было немного, то меандр был, хоть куда: высокий, узкий, длинный. Тут же появились скептики, утверждающие, что носилки не пройдут. Но были и оптимисты, заявляющие, что все протащат.
птак, мы разделились на группы, поделили пещеру на части и приступили к подготовке.
Я оказалась в «группе Мухина», руководил которой Рафиков Михаил. Четвертым в группе был Зызников Андрей (Фагот). Миша выбрал меандр, как самую притягательную и трудную задачу. Крючья было решено не бить. Но носилки пару раз пронесли. Сначала без человека, а потом, в самом узком месте, и с человеком.
п вот, к вечеру 5 ноября в пещере все было готово. На 6 назначили транспортировку и 7 резервный день, если не успеем.
В 11-30 был дан старт и носилки начали движение наверх.
В 20-00 носилки с пострадавшим оказались на поверхности.
Самое главное преимущество, отмеченное всеми, как «пострадавшими», так и спасателями, это твердая доска. То есть, эти носилки нельзя разобрать и компактно сложить в мешок, но при травме позвоночника это то, что надо. п спасателям не страшно ставить носилки на острые камни.
Первые сборы удались.
Место невероятной красоты и силы. Я и Фагот сходили на все три близлежащие вершины: Фишт, Оштен и Пшихасу. Да, отсутствие кошек перестало нас пугать после пары прогулок на другие вершины.
Каждый день летали вертолеты. Видимо, они возили что-то в резиденцию нашего президента.
Погода радовала и лишь в ночь с 7 на 8 ноября шел снег.
9 утром мы успешно сбросились и добрались до горячего душа. Пожалуй, это единственное, чего мне не хватает в зимних экспедициях.
Немного жаль, что все закончилось. Но точно можно сказать, что первые УТС удались.
Теперь осталось сдать все бумажки и получить жетон 🙂