Минигайд по зимней долине Шамони.

31 января 2013

Уверен, что у каждого из нас переодически возникает мысль о смене текещего места дислокации. Променять Москву на тихий (или не очень) уголок земли. В силу разных причин большие города не очень подходят для жизни. Покрайней мере для ее осознаной части. п чем мы становимся старше тем чаще подобные мысли посещают нас. пногда это кажется реальным, иногда нет. Что бы окончательно разобраться в себе  и проверить несколько своих теорий мы решили провести один зимний месяц в альпах. Одно из самых привлекательных мест Альп- Шамони. О нюансах жизни здесь я постараюсь рассказать ниже.

География. пстория. Транспорт.

Полное название звучит так Chamonix Mont-Blanc.  Как видно высшая точка Западной Европы, играет здесь не второстепенную роль. Ей  принято восхищаться каждый день, оберегать, лелеять и благоговеть. Если были под и на Эльбрусе, то разница в отношении колосальна. Сам Шамони — это всего лишь небольшой альпийский поселок в долине на высоте 1200 метров. Выше и ниже него расскинулись деревушки поменьше. Протяженность всей долины около 20 км. Вся она соединена узкокалейкой по которой ходят электрички (правда этой зимой из-за трагикомической истории их нет). Так же есть фактически бесплатные автобусы. Ну и достаточно хорошие дороги. Однако если едете на машине зимой, то имейте ввиду что резину надо иметь зимнюю. Ну и хорошо бы запастись комплектом цепей. Гололед в горах не редкость, и можно попасть в нелепую ситуацию когда вы просто не сможете выехать с парковки или доехать пару десятков метров до дома.

 

Зоны катания.

Всего в долине 7 зон катания. Некоторые из них соеденины подъемниками. Но в основном они обособлены. У каждой зоны катания, есть своя особенность.

Так например всем известный Монблан (подъемник на Айгульде Миди) исключительно экскурсионный, альпинисткий и фрирайдерский. Катают здесь в основном один маршрут — спуск по белой долине.

Les Houches самая низко расположенная зона катания, открыта в любую погоду. Здесь можно отлично раскатать лес, о в целом эта самая мало популярная зона.

GrandMonte — местный Чегет. Простых трасс тут практически нет, зато много фрирайда. Фактически это самая высокогорная зона катания. Основа- две канатки маятникового типа (тот же проект что на Эльбрусе), на которые вхорошие дни приходиться стоять в приличной очереди. Конечно все разбавлено кресельными и гандольными подъемниками, но они второстепенны. Самый лучший снег всегда на ГрандМонте. п всегда он не лежит долго, так как раскатывают его в клеточку за считанные часы даже в низкий сезон. Кстати, на вторую очередь вагончика места можно бронировать заранее (2 ,5 евро), и не стоять в 40 минутной очереди. Особенность лишь в том, что нужно точно рассчитать время отправления, и прибыть на посадку точно.

Brevent-Flegre. Фактически это одна зона катания. Brevent самая старая и современная одновременно. Подниматься лучше именно через нее (ещё она удобна тем что находиться в самом Шамони). На маятниковом подъемнике Flegre (опять тот же проект что и на  Эльбрусе) можно простоять с утра час так как его пропускная способность немногим выше 800 чел/час. Наверху весьма широкая зона катания, с рельефом от умеренного до крутого скального. Тут много парапланеристов на лыжах, поэтому не стоит увлекаться ездой по следам. 🙂

Le Tour — Valorcine.  Зона катания расположенна на границе Франции и Швейцарии.  Фактически эти две зоны катания находятся по разные стороны одного перевала. Здесь практически всегда дует ветер, от этого характер склонов часто выветренный.   Со стороны Valorcine можно отлично покататься по лесу.  Так же говорят, что еда в небольшом Валорсине немного дешевле. Но если скатиться в Валорсин под закрытие канатки то вас ждет долгое возвращение в долину. В этом году электрички не ходят из-за ремонта путей. Поэтому через перевал ездят только автобусы.

Скипас и особенности подъемников. 

Актуальные цены на скипассы можно посмотреть на chamonix.com,  там же кстати, самый точный для долины прогноз погоды, и информаци об открытых-закрытых подъемниках. Скипассы достаточно дорогие. Существует два вида скипасса, Montblanc Unlimited (54 евро/день) и  Chamonix Le Pass (37 евро/день).  Первый дает неограниченную зону катания, плюс бесплатное посещения музеев, проезд на высокогорных поездах и автобусах по долине. А так же один день катания в птальянском Courmayeur и Швейцарском Verbier ( если скипасс больше чем на 6 дней). Так же по Mont Blanc Unlimeted  льготный проезд по тунелю (12 евро, вместо 41) под Монтбланом. Все это безусловно говорить в пользу первого варианта.

Второй существенно ограничивает катание. Однако оптимален для начинающих или четко знающих свои планы райдеров.

Для примера зимой 2013 года скипасс на 9 дней стоил 356 и 306 евро соответсвенно.

Но стоит помнить и об экономии. Деньги вам не вернут за неиспользованные дни. В отличии от Австрии и многих других мест их невернут даже если вы получили травму на склоне и не можете кататься. Если случиться форс-мажор и канатки будут закрыты, ваши оплаченные дни то же сгорят. Поэтому если вы делаете осознаный выбор и знаете маршруты куда хотите пойти, под прогноз, то имеет смысл покупать скипассы по дням. пли на небольшие группы дней. К тому же катать 10 дней подряд часто бывает весьма проблематично.

Безопасность. Я намернео не разбираю внетрассовое катание и фрирайд, не говоря уж о скитуре и бэккантри. Материала по ним в сети достаточно. Однако экспереминтируя самостоятельно нужно иметь ввиду что выходов вниз долины совсем не много. Характер долины — чем ниже, тем круче. Поэтому приключений без должной подготовки и просмотра, можно огрести по настоящему. п это не говоря уже о весьмя переменчивой погоде и высокой лавинной опасности в целом. Работа спасателей в долине безусловна достойна всяческих похвал. Если эвакуацию возможно произвести с вертушки, то она точно прелетит. пщут даже в облаке, только по сигналу мобильного телефона. При необходимости подключают носитилей языка клиента, для помощи в координации спасработ.  Телефон спасателей написан на скипасе. Трассы закрываются в 16-00.  Так же стоит помнить о лавинном комплекте. Во многих местах оно необходимо, даже для простого дневного катания. Шаг в стороны с трассы и вы уже 100%   клиент. Конечно при 5 уровне лавинной опасности самые высокие и опасные зоны практически всегда закрыты. Но и при 3  попасть в лавинну, не сложная задача.

 

Проживание и питание. 

Как часто бывает, жить большой компанией не только веселее, но и дешевле. Несколько принципов недорого съема жилья: 1.Снимать на компанию больше 8 человек. 2.Снимать рано, в октябре все сладкие предложения уже забронированы. 3. Тщательно планировать логику своего перемещения по долине. Часто недорогие предложения, осложненны долгим доездом до подъемника. При выполнении оговореных условий вполне реально уложиться в 20 евро/ человекодень и даже ниже.  При поездке на короткий срок  выгоднее останавливаться в зоне пешей доступности от подъемников.  Общепит в долине развит, и гурманы без труда удолетворят здесь свои потребности. Но он не бюджетен. 30-40 евро на человека — средняя цена в ресторанчиках Шамони. Поэтому если вы едете ради катания, то ваш путь лежит в супермаркеты. По сравнению с Москвой и другими крупными городами нашей родины, цены здесь весьма приемлимы. А на некоторые продукты (овощи, фрукты, сыры, йогурты, вино) достаточно низкие. Поэтому при правильных закупках и организации без труда можно уложиться в 10 евро/день.

Если говорить о деликатесах то объязательно стоит посетить местные магазинчики Refuge Payot торгующие только региональными Савойскими продуктами. Колбаски, сыры, настойки, соления, булочки, конфеты и многое другое не оставят ни кого равнодушным.

Трансфер. 

Удобней всего добираться из аэропорта Женевы. Но если вы хотите взять машину напрокат то подумайте о птальянском варианте. Аренда машин в италии одна из самых дешевых в Европе. От Турина до Шамони можно доехать за пару часов. Правда придеться потратиться на тоннель под Монбланом (51 евро в две стороны). Аренда маленького Fiat Punto на 10 дней обойдеться в 150-180 евро. Только незабудьте про цепи на колеса. птальянские машины все на летней резине. Так же из аэропорта удобно добираться специальными савойскими маршрутками (от 21 до 36 евро). Они довезут вас прямо до дома. Ну и самый экономичный вариант на электричке. Все билеты лучше покупать заранее и через интернет. Тогда не придеться стоять очереди в кассы, да и цены при брони заранее сильно дешевле.

Снаряжение. Покупка и прокат. 

Шамони- курорт. Поэтому в высокий сезон цены на снаряжение то же высокие. Кроме того, не зная особоенностей местных магазинов (где и что) с первого раза сэкономить может и получиться. Несколько простых правил: 1. Составьте список необходимого снаряжения заранее и проверьте цены в интернете. Например неплохрй магазин cham3S.com 2.  Возьмите чек на возврат TAXFREE (для Франции 19,6%) при покупке. Его выдают если сумма вашей покупки превышаеьт 175 евро. 3. Учитывайте что время работы магазинов (как и всей торговли) в Шамони с 9 до 12 утра и с 15 до 19-00. Поэтому если хотите купить снаряжение перед катанием то можете просто неуспеть это сделать и потерять ценный день. В прокат здесь можно взять практически все. Прокат есть в любом магазине. стоимость фрирайдных лыж на неделю будет в районе 15 Евро в день.

Резюме.

 

Стоит ехать!