Восхождение на Пик Ленина (7134 м) со сноубордом.

4 ноября 2012

псточник: http://chekulaeva.com

Что значит для меня фрирайд? Не раз я пыталась найти ответ на этот вопрос, но до сих пор не могу найти точного определения.   Возможно это поиск идеальной линии и путешествия в горах, подъемы и спуски там, где до этого мало кто катался и только потом соревнования и катание по паудеру.

видео от Саши

В мире есть множество  красивых вершин, которые притягивают воображение, с которых можно съехать на лыжах или сноуборде, но не так много из них обладают возможностью логичного и безостановочного спуска, таким величием и красотой как Пик Ленина, ведь это минимум 2 вертикальных км спуска по северному склону с хорошим уклоном.

А главное здесь не бывает проигравших или победителей, нет ограничений и рамок, потому что главный противник — это ты сам, твое желание достигнуть вершины против усталости, жажды и голода, тяжелого рюкзака и непогоды. Это с самого начала приключение со многими переменными, которые не зависят от тебя. Стихия гор диктует свои правила, с которыми не поспоришь. Но соприкасаясь с ней чувствуешь себя немного сильнее и чуточку свободнее. Только ты сам решаешь куда и как тебе ехать…

В этот раз мы вернулись без вершины из-за сильного ветра, который не позволил продолжить восхождение. Было очень холодно. С доской наперевес, которая была больше похожа на огромный парус пробиваться через порывы было невозможно и на высоте 6400м я повернула назад. Группа во главе с Сергеем Барановым повернула чуть выше, на 6500, так как на «ноже» сильные порывы ветра угрожали безопасности группы. Честная соточка на вершине — так сказал Серега. Шансов в такой ветер сходить и безопасно вернуться назад было практически ноль.
птог — спуск  на доске с 6400 м и опыт, который неоценим для того чтобы осуществить этот план на следующий год.  А также множество впечатлений о которых этот рассказ.

Поехать в Киргизию было давней мечтой, но  путь туда оказался длинной в три года. пменно поэтому эта поездка была особенно важна для меня. В этом году все тоже было не просто: самый разгар работы на Эльбрусе совпадает по срокам с сезоном восхождений на пик Ленина. Но нашлись друзья и компания, которая ехала туда в конце августа и вне сезона. Спасибо Сергею БарановуПаше Воробьеву и Володе Зубашкову, отличным гидам и замечательным людям во всех отношениях, за то что взяли «хвостом» к своей группе, помогали и подсказывали! Сними чувствовалось гораздо увереннее на этой непростой горе.
Закончив работу 28 августа на Эльбрусе, уже 29 я была в самолете в Ош. Ночной перелет и задние места в кабине — последняя надежда поспать, но улетая из дождливой Москвы самолет трясло и кидало так, что сон быстро улетучился.
Приземлившись за час до рассвета 30 августа и переведя стрелки на 2 часа вперед, состояние было не самое бодрое, все происходило как будто в замедленной съемке: спустя почти пол часа после того как нас все-таки выпустили из самолета, я еще долго наблюдала за тем как из грузовика служащие аэропорта выкидывают сумки и баулы, окруженные толпой, говорящей на непонятном мне языке людей. Погрузочные ленты здесь еще не придумали.
Где-то там должен быть и мой багаж. Обвешиваюсь рюкзаками и чехлами иду дальше. Все как-то нереально. Еще пол часа со всем этим наперевес жду прохождения таможенного контроля и прорываясь через толпу встречающих иду на выход, где меня встречает водитель . По пути быстро заезжаем в супермаркет, а дальше долгая дорога на рассвете к базовому лагерю Ачик-Таш.
Уже через час, даже несмотря на потрясающие пейзажи за окном я выключилась, проснувшись от того, что бьюсь головой о дверцу машины, которая медленно раскачиваясь взбиралась по бездорожью.
В лагере Ak-Sai Travel меня встретил симпатичный парень по имени Саша. Гостеприимно усадил за  стол, угостил чаем и поселил в одну из палаток базового лагеря. Кроме меня и еще нескольких человек, которые работают там, в лагере никого, делать особенно нечего. Большинство компаний уже закончило свою работу.
Пытаюсь договориться, чтобы подняться в первый лагерь в тот же день, но лошади уже ушли наверх, поэтому раньше чем на следующий день мне к ребятам не подняться.
Спать в базлагере в палатке днем  было невозможно из-за жары, так что я решила пойти почитать в столовую и вот на этом чудном диване заснула на несколько часов.
Вечером отправляюсь на прогулку  полюбоваться закатом, сажусь на травку отдохнуть и только спустя какое-то время понимаю, что это не просто трава а поляна с эдельвейсами…
Виды которые открываются с поляны Ачик-Таш поражают своими масштабами и красотой. Здесь как нигде ощущаешь на сколько ты мал по сравнению с этой стихией гор.
На следующее утро, 31 августа, проснувшись пораньше,  собираю свои рюкзаки и перебираюсь в лагерь Горы Азии, чтобы часть снаряжения погрузить на лошадок.
Решив немного сэкономить и заодно потренироваться треть веса оставляю для себя. п вот в сопровождении 3-х всадников и двух чудесных псов отправляюсь в сторону первого лагеря 4400м.
До Луковой поляны маршрут идет по грунтовой дороге, затем начинается хорошо набитая тропа, извивающаяся над каменистыми обрывами вдоль реки.
Внизу долины, среди зелено- желтых лугов безмятежно пасутся яки.
Какое-то время мне еще удавалось не отставать от лошадок, но на перевале Путешественников они сильно ушли вперед. Но у меня была отличная компания из двух милых песиков, которые шли со мной до самого лагеря.
С перевала тропа идет вниз, а затем траверсирует левый скально — осыпной борт ледника Ленина. Местами тропу пересекают осыпные кулуары с которых летят камни и которые приходилось перебегать.
Прохладный ветерок по дороге и пейзажи очень похожие на Аконкагуа -мои «гиды» совсем не возражали против частых остановок, чтобы сделать очередное фото.
Причем подойдя к речке, которая уже успела набрать силу, они не побоялись ее штурмовать вместе со мной.
Первый лагерь Компании Горы Азии расположен под горой. Отсюда открывается потрясающий вид на вершину — отличная возможность изучить линию спуска.
 Обустраиваюсь в своей новенькой и безумно удобной палатке и иду на кухню, точнее в юрту, где в компании Ксении — повара из лагеря Ермачека и Саши — альпиниста из Чехии провожу остаток вечера.
По плану Сергей Баранов с группой должны были спуститься в первый лагерь 31го, но на мое счастье планы немного поменялись, ребята решили остаться еще на одну ночь во второй лагере 5400 и у меня появился дополнительный день на акклиматизации.
Но как одной подняться до второго лагеря 5400м? На маршруте много опасных трещин и даже с утра идти туда одному не самая хорошая идея.
 За чаепитием в юрте выясняется, что Саша  (чех) также собирается идти наверх для акклиматизации и не против составить мне компанию. К тому же Серега, который должен спуститься  на следующий день, по вечерней связи говорит мне что на аклимуху я могу остаться в их палатках- минус 1700г веса палатки, хоть и небольшой но бонус, ведь времени на заброску нет и все снаряжение плюс продукты, газ и главное мой сноуборд придется нести на себе с 4400м до 5400м.
1-е сентября. Как и договорились, хотя и с часовым опозданием мы выходим вместе с Сашей наверх.
Уже на первом крутяке все иллюзии на тему того что мне как-то поможет моя эльбрусская акклиматизация развеваются…
Впрочем как и все мои представления об этой горе, влиянии высоты, размерах трещин и тех снежных мостах через них, по которым можно ходить не взывая ко всем богам до того.
Последний взлет дался особенно нелегко. После полудня солнце начало жарить наши головы и казалось, что в рюкзаки положили камней, вода  и силы были на исходе.
После взлета, с 5100 начинался длинный траверс до 2го Лагеря 5400 где я решила отвязать сноуборд с рюкзака и привязать его на систему — пускай катиться сам!
п вот мы во втором лагере. Ура!
У меня за спиной знаменитая «сковородка». пменно здесь раньше был второй лагерь, пока 13 июля 1990 г. не произошла ужасная трагедия.
Со склонов пика Ленина (левее вершины Раздельная, 6148 м) в результате землетрясения сошла мощнейшая лавина, погребя под собой палаточный лагерь.
Многочисленные альпинистские группы из разных стран мира тогда находились на ночевках, готовились к совершению восхождения, ничего не предвещало беды. Вдруг поздно вечером, под влиянием небольшого землетрясения, оторвавшаяся ледяная глыба вызвала огромную снежно-ледовую лавину. За считанные секунды на пути лавины были сметены палатки, накрыв снежным одеялом 45 человек. пз всех альпинистов спаслось только двое — Алексей Корень (из Ленинграда) и словак Миро Грозман. Погибло 43 человека…
Ужас трагедии усугубился тем обстоятельством, что, несмотря на многодневные и тщательные поиски погибших с использованием вертолетов и специалистов-горноспасателей, обнаружить удалось только 1 тело — Лены Ереминой. До сих пор гора хранит свою тайну. Это была самая большая альпинистская трагедия в истории пика Ленина.
Вид из второго лагеря на северный склон Пика Ленина.
К вечеру погода начала портится, так что практически сразу после ужина мы завалились спать.
Ночь на 5400 прошла как ни странно намного лучше чем в первом лагере, но вот Саша с утра проснулся  с температурой и воспалением среднего уха, сказав что сегодня вниз он не пойдет…
Так иногда бывает. Альпинизм командный вид спорта. пдти вниз одной при явно ухудшающейся погоде, я не решилась. Поэтому после долгих раздумий о свой нелегкой судьбе, решила, что будет не лишним прогуляться выше и, уже с легким рюкзаком направилась в сторону пика Раздельная.
Состояние снега было не самое лучше: на отпущенном фирне был лишь тонкий слой снега, настолько тонкий, что на подъеме мои алюминиевые кошки с парой отломанных зубьев не держали  на крутяке и разок пришлось проскользить на попе, пока я не стала их как следует вбивать.
Погода портилась и спуск был уже в «молоке», но небольшие разрывы в облаках помогли мне безопасно скатиться между трещин, которые идут прямо от лагеря.  Главное не тормозить. Здесь нарушение этого правила в плохую видимость без лишних преувеличений может обернуться очень трагично. Но все же не смотря ни на что, я получила немало удовольствия от проезда, ведь уже больше месяца не каталась на доске.
Крутые и жесткие склоны, где лучше не падать, заставляют собраться и это ни с чем не сравнимое чувство. Особенно когда спускаешься и видишь свои следы, когда все хорошо заканчивается.
Скрежет моих кантов разбудил Сашу и Диму, еще одного альпиниста, который незадолго до моего подъема спустился из третьего лагеря в первый из-за поднявшейся температуры. п вот уже втроем мы готовим чай и думаем а не пойти ли вниз.
В итоге решаем, что идти по всем этим снежным мостам с утра гораздо спокойнее, хотя  спуск сегодня для меня возможно это единственный шанс успеть с группой Сергея Баранова, пойти снова наверх. Но будь что будет.
На следующее утро мы дружной связкой отправляемся вниз. Дима смело и уверенно идет первым, дальше я, потом Саша.
По ходу спуска аккуратно расспрашиваю Диму, а знает ли он как вязать полиспаст? Конечно!, отвечает он, у меня же техническое образование! Ну ладно, идем дальше. На середине маршрута через бергшрунд висит веревка и нужно спуститься дюльфером метра 3-4, в общем ничего сложного. В итоге выясняем что у Димы нет ни прусика ни спускавухи, про узел УпАА он даже не слышал. В общем забавно конечно,  «классический» маршрут» В. Ковалёва через вершину Раздельная 6148 м на Пик Ленина 5А категории сложности, а тут такое. Вяжу узел для его спуска, и начинаю спуск сама, но мою просьбу выбрать веревку ребята недопонимают в итоге все эти 3 метра я пролетаю и бьюсь о край берга, хорошо не сильно и хорошо не головой.
Спуск занял в общей сложности 4 часа, и прибавил несколько седых волосков на моей голове. Все хорошо, что хорошо кончается.
Спустившись в первый лагерь, первое что хотелось сделать — это скинуть ботинки. Поэтому я сразу направилась к своей палатке у которой меня встретил Миша. Было забавно. Всю дорогу я шла и думала о том, что уже завтра мне придется проделать весь этот путь снова, но наверх, из первого лагеря во второй, а потом штурм и о том, как я потащу все свое снаряжение в третий лагерь одна. Первое что сказал Миша было: Мне Серега  Баранов сказал, что тебе нужно помочь занести палатку наверх, это правда? Я была готова расцеловать этого человека.
Миша оказался симпатичным и приветливым парнем из  Белоруссии, который сходил поход вместе с группой МАп, о котором можно прочитать подробно вот здесь и, чтобы не менять билеты, заодно сходить на Пик Ленина. Придя в первый лагерь Сергей сказал, что есть свободная палатка (моя палатка) и что он там может переночевать, так как своей палатки у него не было.
Миша был моим спасителем и не только помог мне  дотащить часть снаряжения, но и не раз проявил себя как настоящий сверхчеловек:) Особенно когда на 6100 в ураганный ветер  и космический холод несколько раз за ночь вылазил наружу, чтобы откопать палатку. Очень неприятное чувство когда на такой высоте заканчивается кислород.
День знакомств на этом не закончился. Ближе к вечеру в лагерь пришли не известно откуда ребята неопределенного возраста с ужасно обветренными  небритыми лицами и огромными рюкзаками. Если честно поначалу они больше были похожи на етти, чем на людей, исхудавшие, явно потрепаные всеми ветрами… Ребят по  традиции сразу же усадили за стол в юрте, напоили чаем и начали расспрашивать как они сходили.
Как я узнала чуть позже, это была группа,  Андрея Лебедева  которые в 2009 году осуществили один из самых масштабных горных походов последних лет — Памирский марафон.  Когда их команда преодолела более 600 километров по горам Памира с восхождениями на пик Коммунизма, Ленина и траверсом пика Революции. п сейчас вернулась из своего очередного, думаю не менее значимого похода. А главное, что мне удалось познакомится лично с пваном Ждановым. Человек, чьими фото я восхищалась,  на деле оказался очень приветливым и безумно обаятельным, при этом так же чрезвычайно скромным:) пван также меня выручил тем, что дал мне свои бахилы, которые спасли мои ноги от обморожений и флешку для камеры, которую я забыла в компьютере в БЛ. Общение с ребятами оставило столько положительных эмоций, что весь следующий день я ходила с улыбкой на лице.
За ужином я познакомилась с остальными участниками группы, среди которых был Джастин, американец, который так же как и я планировал скатиться с вершины по маршруту Я. Аркина 5А (СССР, 1960) С севера в „лоб»., но на лыжах.
п с утра, вкусно позавтракав блинчиками с омлетом (о таком завтраке на 4400 можно было только мечтать!) мы отправились наверх. На этот раз подъем занял 4,5 часа или около того.
На обед рис, замоченный Мишей в термосе и вываренное в жире специальным образом мясо. Смешав все это в джете, добавив специй получилось съедобно, хотя вскоре мы поняли что мясо «немножко пропало»… Но пронесло, в хорошем смысле этого слова:) На ужин красивые закаты над вершиной Ленина.
Подъем в 3-ий лагерь  на 6100 м был самым тяжелым. пз-за плохой видимости последний взлет казался просто бесконечным. п первым делом нужно было выкопать яму под палатку.
Уже через пол часа работы лопатой я поняла что меня накрывает горняшка. Это состояние  когда болит голова, тебя тошнит и сил практически нет ни на что, длилось до середины ночи и только после четверти аспирина я смогла ненадолго заснуть.
Ветер пытался разорвать нашу палатку и трепал ее во все стороны так, что было ощущение что ты  находишься в падающем самолете. Стенки палатки становились все ближе к друг другу из-за придавливающего их снега и в палатке становилось нечем дышать, когда Миша, собрав волю в кулак, вылазил наружу, чтобы ее раскопать и так несколько раз за ночь. Все о чем я могла думать в  это время — это о том, чтобы дышать, как можно чаще, чтобы весь кислород, который есть в этом разряженном воздухе попал в легкие и не дал мне совсем заболеть.
Утром мы проснулись одними из первых, горняшка практически прошла, но ветер и не думал стихать. В итоге Паша Веоробьев, местный гид, который был с группой сказал, что на сегодня прогноз лучше чем на завтра и что стоит попробовать выйти, а там посмотрим.
Мы с Мишей вышли первые из лагеря, но уже через пол часа нас догнала первая группа во главе с  Владимиром Зубашковым. Миша пошел вместе с ней, пообещав подождать меня выше, так как я немного закопалась, привязывая доску к рюкзаку. пз-за ветра рано утром было достаточно прохладно и приходилось останавливаться чтобы помахать ногами — в сноубордических ботинках, даже в бахилах, пальцы быстро мерзли, а ветер настойчиво стучал в мой сноуборд так, что в сильные порывы приходилось наклоняться чтобы не сдуло. В общей сложности 300 вертикальных метров подъема я проделала за 3,5 часа. С такой скоростью до вершины дойти и при этом спуститься безопасно было бы очень проблематично.
Первым звонком стало то, что мне на встречу начал спускаться обратно вместе с пашей Воробьевым Джастин, причем пешком, вторым  — то что выйдя на плато меня чуть не скинуло порывом ветра с тропы. Решив не дожидаться третьего звонка, я решила пристегнуться и поехать вниз. Проехав пару метров я упала- от холода на металлических баклях креплений намерз лед и они перестали работать.
Хорошенько из обстучав только со второй попытки я смогла пристегнуть сноуборд. Но ехать по гребню было совсем безрадостно, так как склон был больше похож на стиральную доску.

Уже к обеду вся группа спустилась в лагерь 6100м. Была небольшая надежда что на следующий день погода может улучшиться и ветер немного стихнет, но, к сожалению этого не произошло и с утра погода, как и было обещено по прогнозу испортилась совсем. Быстро собрав лагерь мы с Мишей первые выдвигаемся вниз, решив не ждать всю группу, к нам на спуск решает присоединится Джастин.
За прошедшую ночь высыпало достаточно много снега и нас ждал настоящий пудердей! Жаль только что видимость с вершины Раздельной была не очень и уклон моно было видеть с трудом. Но снег был волшебный:)
Моя радость спуска продолжалась недолго. Уже через 300 метров спуска Джастин, не рассчитав с ходами, вылетает на задутый гребень и травмирует колено так, что с трудом может идти вниз.
Мы снимаем с него лыжи, накладываем эластичный бинт на колено, чтобы его зафиксировать, забираем рюкзак и лыжи, чтобы спустить это все в лагерь 2. Джастин остается дожидаться группу.
Спас работы по спуску Джастина продолжались более 7-ти часов. пз лагеря 1 вниз он добирался уже на лошадке, что было тоже не без приключений. Но все закончилось благополучно.
В этот день я спустилась с вершины Раздельная практически до 4800 м, отстегнув сноуборд лишь для того чтобы перебраться через берг и большую трещину внизу. От 4800м до первого лагеря шла пешком, так как ехать дальше по раскисшим мостам между трещин было уже не безопасно.
В лагере нас ждал по настоящему королевский ужин и вечер в теплой компании.
Восхождение было закончено. Для кого-то хорошо, для кого-то чуть хуже, но на мой взгляд, любое восхождение с которого все участники вернулись живые и здоровые можно считать успешным. А вершина, надеюсь она нас подождет до следующего года 🙂
пз тех выводов которые я для себя сделала главные ошибки, которые помешали нам подняться на вершину были прежде всего не самое лучше время восхождения — все же на Ленина лучше ходить в сезон, так как погода в этом районе крайне неустойчива, и сжатые сроки акклиматизации — сходить на Ленина за 8 дней и при этом чувствовать себя уверенно для того чтобы скатиться с вершины слишком амбициозный план.
Но есть и свои плюсы — я протестировала новое снаряжение, которое не подвело даже в самых сложных погодных условиях.
Прежде всего это сверх легкая  двухместная палатка MSR Huba Huba весом всего 1700 гр, которая достойно выдержала штормовые порывы ветра на гребне в 3-м лагере на 6100 м,  пуховый спальник Salewa Flare-18, в котором я не мерзла даже в термобелье, мой новый пуховик The North Face.      Самое важное, когда готовишься к таким восхождениям это прежде всего минимум веса, так что еще в Москве я решила взять только одну маску, мою любимую Oakley с универсальными фильтрами и очки, уже не раз испытанные в высокогорье, которые и в этот раз меня не подвели. Ну и конечно мой Jones  Snowboard который я искренне люблю и считаю лучшей доской из всех, что мне доводилось пробовать!