Petzl Rope Trip 2012

25 октября 2012

В октябре этого года, в местечке с эпическим названием Кролль, прошли международные соревнования по промышленному альпинизму PETZL RopeTrip2012, проведенные, как не трудно догадаться, компанией  PETZL. Этакий своеобразный чемпионат мира. Это были первые подобные соревнования проводимые данной компанией.  В этой статье, я расскажу об этих соревнованиях, и нашем  участии в них. Получилось немного длинно и нудно, но уж как есть.

Стартовали мы из Москвы 2 октября, в следующем составе:

—  Владимир Акимов – капитан команды, опытный спортсмен-спелеолог, арборист, археолог и владелец комфортабельного микроавтобуса, на котором мы путешествовали.

— Татьяна Ахметшина(Гнедаш) – опытный спортсмен-спелеолог, призер чемпионата FISAT 2011 года.

— Антолий Бабеня – известный белорусский путешественник, спелеолог, переводчик и просто гражданин мира.

— плья Ахметшин – собственно я, человек который написал этот отчет.

Выехали рано утром, к вечеру добрались до границы с Польшей, провели на ней около двух часов (что вполне приемлемо), проплелись  до Варшавы со средней скорость 60 км/ч, а дальше начались скоростные шоссе, которые быстро доставили нас в тот самый Кролль, расположенный в десяти километрах от французского города Гренобль.

(В городе Кролль, есть деревня Петцль)

Всего в поездке мы провели 44 часа, что очень неплохо, особенно учитывая шестичасовую стоянку в городе Майнц и посещение музея античного кораблестроения (Володя нашел на дне Таманского залива древнюю лодку, и ему была необходима консультация немецких специалистов). Так что к месту соревнований, в комплекс V.Axess, принадлежащий компании PETZL, мы прибыли на день раньше, что позволило нам осмотреть окрестности завода PETZL, спокойно заселиться в отель, заблаговременно забронированный Таней и даже немного потренироваться на скалодроме в Гренобле. Начало мероприятий было назначено на 10-00 утра 5 октября.

(Комплекс V.Axess)

Утром, быстренько пройдя регистрацию, мы отправились на контроль снаряжения, и тут нас ждал первый серьезный барьер. Дело в том, что стандартный набор снаряжения для промальпа, производимый компанией PETZL, плохо приспособлен для скоростного перемещения по веревке. Например, большинство участников использовали системы NAVAHO BOD CROLL FAST, в которой верхняя  силовая обвязка объединена с верхней поддержкой зажима CROLL, эта система носит название TOP CROLL. При такой системе поддержки CROLL-я, тем более при использовании в комплекте с обвязкой NAVAHO, зажим CROLL позиционируется очень высоко и неплотно прилегает к телу, что создает серьезные неудобства при подъеме и существенно сказывается на скорости. Наша команда решила использовать обвязки FALCON ASCENT в сочетании с верхней обвязкой TOP, а для поддержки CROLL-я  использовать верхнюю спелеообвязку (известную многим “гарму”). пменно этот момент и вызвал возражения со стороны контрольного комитета, дело в том что верхняя обвязка TOP не сертифицирована для использования с обвязкой FALCON ASCENT, и нам пришлось добраться до высших инстанций, чтобы получить разрешение на использование такой комбинации, но потратив два часа, а также все известные нам английские и французские слова мы добились своего — нам разрешили подобную комплектацию!  Огромное спасибо Толе, без него мы бы не справились.

Дальше был показ дистанций и экскурсия на фабрику PETZL,  про дистанции я расскажу чуть ниже, а сейчас про посещение завода. Беда в том, что на производстве запрещена фото- и видеосъемка. Поэтому вам остается только мой рассказ, никак  не подтвержденный документально.

В городе Кролль, расположена старейшая фабрика компании PETZL, именно здесь жил Фердинанд Петцль и его сын Поль, легендарные основатели компании. Фердинанд умер в 2003 году, с Полем все в порядке, но проживает он сейчас в Малайзии, там находится один из заводов компании.  На фабрике в Кролле, происходит конечная сборка и упаковка продукции, все комплектующие изготавливают  на других производствах. Мы посетили сборочный цех, склад и испытательную лабораторию. Посмотрели, как собирают зажимы и каски, разорвали потертую стропочку на разрывной машине (меня не впечатлила, на коломенском заводе оборудование посолидней), поглазели на миниатюрный поезд, который собирает готовую продукцию. В целом интересно, но второй раз я не пойду.

Закончив экскурсию, мы отправились на показ дистанций. Вообще, соревновательная программа состояла из двух дней, в первый день проходили отборочные соревнования, по результатам которых определялись четыре лучшие команды. На следующий день из этих команд формировались полуфиналы, победители которых встречались в финале, где и выясняли, кто лучший промальпинист 2012-го года.

На показе можно ознакомиться с дистанциями первого дня, программа финального дня являлась сюрпризом. Нужно сказать, что показ был организован очень грамотно, возле каждой дистанции весь день находился судья-инструктор, который работал с каждой командой отдельно и терпеливо отвечал на все вопросы. Отборочные соревнования состояли из четырех этапов: три для одиночного прохождения и один для командного, один участник мог пройти только один соло этап. Две дистанции располагались снаружи комплекса V.Axess, а две в самом помещении.

Первый этап

– это тест на аккуратность работы. Необходимо пронести полное ведро воды по протяженной веревочной трассе (подъем на  высоту порядка 15-ти метров, проход по горизонтальным перилам и последующий спуск), выполняя при этом некоторую работу, а именно надо было просверлить кусок пенобетона, закрепленный на площадке посередине дистанции, забить и закрутить туда анкер, а затем, уже перед самым  финишем, укрепить на вертикальном листе фанеры, подвешенном на высоте 3-х метров,  Т-образную пластиковую трубу, таким образом, чтобы помещенный внутрь трубы шарик для гольфа не упал на землю, т.е. максимально горизонтально. Перфоратор, молоток, анкер давали на старте, вместе с ведром воды, а трубу, уровень и шуруповерт участник получал непосредственно перед монтажом трубы. Скорость прохождения не имела значения, главное уложиться в контрольное время – 45 минут, и выполнить всю работу точно, например, если шарик падает на землю, необходимо было спуститься, взять его, а затем подняться и переделать работу по установке трубы. На финише воду взвешивали и по результатам взвешивания определяли победителя, выигрывал тот, кто пролил наименьшее количество воды.

Второй этап

—  скоростной монтаж, состоял из подъема и спуска по разнообразной веревочной трассе, включающей в себя перестёжки, перила, оттяжки. В конце трассы, на стене, был подвешен большой фанерный пазл, изображающий эмблему соревнований. Каждый участник получал по пять элементов пазла, которые надо было укрепить на свои места при помощи шуруповерта.  Основа пазла и все его составные части размечены, так что особых проблем с поиском нужного места для каждого элемента не возникало. Победитель определялся по времени, кто быстрее тот и молодец.

Третий этап – соло спас. работы, или экспресспасы, как называют это спелеологи. Пострадавший завис на двух зажимах внутри  металлической цистерны, в цистерне орет промышленный вентилятор. Необходимо: подняться на площадку, рядом с которой расположен вход в цистерну, затем  спустится к пострадавшему  по его же веревке,  и аккуратно опустить вниз, где расположен открытый люк, рядом с которым висит колокол. По звонку в этот колокол и происходила остановка времени. Победитель опять определялся по времени.

Четвертый этап

– коллективный подъем груза. Груз весит 120 кг, на нем закреплены три веревки. Необходимо используя эти три веревки и набор прокатного снаряжения (блочки, карабины, спусковухи, зажимы) пронести груз по сложной траектории и поставить его в определенное место, где закреплена круговая мишень, с нанесенными баллами. Кто точнее поставил груз, тот получил наибольшее количество балов.  Каждый из членов команды поднимался по своей веревке закрепленной в определенном месте, рядом со станцией, куда необходимо было установить подъемную систему, собранную из веревок прикрепленных к грузу и снаряжения выданного на старте. Таким образом, груз перемещался посредством трех разнесенных  подъемных систем. Скорость работы значения не имела, главное уложиться в контрольное время – 40 мин.

На всех этапах, за исключением спасов, осуществлялся параллельный старт, то есть,   одновременно стартуют два участника из разных команд, соревнуясь таким образом не только со временем, но и друг с другом. Это, на мой взгляд, значительно добавило зрелищности соревнованиям.

В день показа можно было попробовать все дистанции.  Кроме спасов, и это, а также не очень удачная жеребьевка немного усложнили нам задачу.  Осмотрев все дистанции и оценив потенциал нашей команды, мы решили распределиться следующим образом:

Скоростной монтаж – Володя, как наиболее опытный и сильный спортсмен.

Ведро воды – Таня, девочки вообще аккуратней, чем мальчики.

Спасы – я, ну надо же было кому-то туда идти.

С подъемом груза все ясно.

Тут я вынужден сделать необходимое отступление, посвященное своему участию в этом мероприятии. Дело в том, что я не спортсмен. Ну  я, конечно, обладаю определенным спелеопытом, позволяющим ходить в сложные пещеры, довольно давно работаю на промальпе, где, опять же, выполнял достаточно сложные работы, но  я никогда не принимал участия в каких-либо веревочных соревнованиях. Организовывал, это да, бывало, но стартовать – не стартовал. Так вот,  я и в этих соревнованиях не собирался участвовать, думал съездить туристом, пофотографировать, поговорить с народом, поглазеть на PETZL, но получилось по-другому. Набором команды занимался Акимов, Таню он позвал сразу, и третьим собирался заполучить, еще какого-нибудь спелеоспортсмена. Но все кого он звал, по разным причинам не смогли поехать, и, в результате, участвовать пришлось мне. Перед соревнованиями я честно тренировался, целых пять дней!

Распределившись выше указанным способом, мы пошли пробовать дистанции,  сначала Таня  сползала, мы специально настроили её идти медленно и аккуратно, потом Володя сбегал и, наконец,  груз потаскали (правда на мишень ставить его в первый день не давали). Я же свою дистанцию опробовать не мог, правилами запрещено. Меня это особо не расстроило.

— Главное не первым завтра попасть — подумал я, и сглазил.

По завершении тестов, был брифинг, где нам еще раз объяснили все правила и порядок проведения соревнований.  Потом,  ребята из PETZL устроили небольшой фуршет, пиво-чипсы, печеньки-вино.  Мы быстренько отметились на фуршете и отправились нормально ужинать, мясом, отличными салатами и вкуснейшим французским крем-брюле (это не мороженное).

Старт был объявлен в  9 утра, 6-го октября. Мы решили, что надо приехать пораньше, надо было потренировать Толика делать экспресспасы. Толя решил, что быть просто переводчиком и тусовщиком ему не интересно, побегал, поговорил с местной администрацией и собрал интернациональную команду, состоящую из шотландца, самого Толи (он из Белоруссии) и француза, сотрудника PETZL, который помогал им на командном этапе. Выступали они под шотландским флагом, и заняли почетное 23-е место.

На месте мы оказались в 8-15, пока разбирали снаряжение, прибежал Толик и сказал, что вывесили расписание и  у меня старт ровно в 9 часов. То есть,  я первый на своем этапе и мне придется узнавать все самому, а не использовать опыт людей, которые стартовали раньше. Плохо. В итоге я стартовал по неизвестной трассе, при входе в цистерну оказалась перестёжка, которую поначалу не заметил (сказалось отсутствие опыта соревнований),  на этом и потерял основное время. В итоге я занял на своем этапе десятое место, не так плохо, но думаю, что мог бы быть 5-6.  птак, я отстрелялся первым и был свободен уже в 9 часов 10 минут. После финиша пошел заниматься с Толей, у него старт в спасах был еще через два часа.

Следующей в нашей команде, в 11-45,  выступала Таня.

(Девочки вообще аккуратней, чем мальчики)

Посмотрев на первых участников, мы поняли, что  все льют, и льют не мало, потому что торопятся, или неправильно закрепили ведро, ну или просто недостаточно технично ходят по веревке. Оставшееся время мы потратили на то, чтобы “усыпить” Таню и настроить ее на максимально тихое и аккуратное прохождение дистанции. В итоге это сработало. Таня ползла долго, более 30 минут, но пролила всего 45 миллилитров воды. На фоне пролитых литров у других участников это был фурор.  Во второй половине дня картина изменилась, и проливать стали значительно меньше, Даня Чередниченко из Питерской команды вообще проиграл Тане всего 5 миллилитров и занял второе место на этом этапе.  Но, не смотря на существенное улучшение результатов,  первое место  осталось за нами.

Третьим в 12-45 стартовал Володя. Он, похоже, немного перегорел  и выступил чуть хуже, чем планировал. В итоговой таблице он занял шестое место, хотя оказаться в тройке ему было по силам.

Далее у нас был большой перерыв, и мы спокойно наблюдали за выступлением других команд. Очень уверенно и стабильно выступали питерцы, у них не было ни одного первого места, но и ниже четвертого они не опустились. п по результатам первого дня они уверенно возглавили таблицу соревнований. Хороший уровень показали все французские команды, коих было большинство. Отлично выступала испанская команда VERTIC VERTICAL, в составе которой был спелеолог.  Неожиданно неудачно выступила польская команда, капитаном  которой был  Марчин Гала, польский спелеолог, наш хороший товарищ, призер соревнований FISAT.  Также не слишком удачно выступили венгры, которые, как правило, сильны. Надо отметить команду из Сингапура, сам факт того, что они приехали на другой конец земли и показали хороший, грамотный уровень владения снаряжением вызывает  уважение.  Кстати, именно их приезд и превратил эти соревнования из европейского междусобойчика в мировой.

На командном этапы мы выступили средне, не плохо, но должны были лучше.

птак, мы закончили выступление около 17 часов. У нас оставалось еще два часа ожидания до объявления результатов первого дня. п в эти два часа была разыграна основная интрига первой части соревнований, вплоть до 18-45 мы уверенно шли на пятом месте, отставание было небольшим, но и мы и конкуренты (французская команда ABSIDE) уже выступили, и, казалось бы, свои позиции уже не поменяем. Но нам помогли белорусские парни, они несли ведро практически последними, и обогнали наших конкурентов опустив их  на одну позицию, тем самым отняв у них 10 баллов. В итоге у нас и наших конкурентов сложилось полное равенство результатов, за исключением одного пункта – я на спасах был 10-тым, а француз из ABSIDE – 11-тым!!! п  мы в полуфинале! С разницей в ПЯТЬ очков! Есть две российские команды в полуфиналах!

Первыми, совершенно заслуженно стали питерцы, вторыми – испанцы, третьими – одна из многочисленных французских команд. Тут надо сказать, что эти французские парни – настоящие звери,

(Обратите внимание на CROLL)

они ходят на двух жумарах, а CROLL заматывают изолентой, чтобы не дай бог туда веревка не попала. Ну и четвертыми стали мы.

Надо рассказать и о третьей российской команде, собранной по результатам соревнований проведенных компанией “Профессионал”, в неё попал наш друг пван пльин, спортсмен-спелеолог очень хорошего уровня и еще двое ребят занимающихся промышленным альпинизмом.  Ребята заняли 11 место, хотя могли, наверное,  выступить сильнее.

На следующий день нас ждал полуфинал с друзьями из Петербурга.

Полуфинальный этап – наведение тросовой перетяжки, на которой необходимо растянуть баннер PETZL, загвоздка в том, что трос и баннер висят под потолком зала, в точках, до которых по навеске доступной с земли  не добраться. Для получения доступа к тросу и баннеру, необходимо было двумя полиспастами поднять одного из членов команды к точке, где закреплены три веревки ведущие к  целям, затем этот человек освобождает веревки, перекидывает их концы двум оставшимся членам  команды и все команда бежит по веревкам на верх, двое забирают тросовую перетяжку, а один мешок с банером. Далее все спускаются к точкам крепления  перетяжки и, собственно, вешают банер. Критерием победы является время. Но в процессе работы можно нахватать штрафов, один штраф – 30 секунд. Две команды стартуют параллельно, кто первым финишировал, тот и прошел в финал, без учета результатов другого полуфинала.

Жребий снова был к нам неблагосклонен и поставил нас в первую пару. Мы понимали, что Питерцы быстрее нас, они моложе,  да и команда собрана из сильнейших спортсменов-спелеологов России. Поэтому решили не спешить, делать все аккуратно, чтобы не нахватать штрафов. Так и получилось, ребята обогнали нас на 1 минуту и 4 секунды, но после подсчета штрафных секунд, выяснилось, что у них полторы минуты штрафа, а у нас 30 секунд. В итоге они опередили нас на 4 секунды. Судьба вернула нам вчерашние пять баллов.

Во втором полуфинале испанцы опередили французов и попали в финал. Все команды второго полуфинала сработали быстрее, чем мы, а битва за третье место не была запланирована, так что мы остались за тройкой призеров, как финишировавшие с четвертым результатом.  Чему немало огорчились.

В финале ребят ждала протяженная трасса, которая отличалась от стандартной спелеотрассы только наличием второй веревки, никакой сложной или кропотливой технической работы не было предусмотрено. Так что у испанцев изначально было мало шансов на победу. Наши быстро оторвались от них, потом один из испанцев допустил ошибку, на исправление которой потратил более 10-ти минут и все силы. Как результат —  он снялся с дистанции, и наши одержали досрочную победу. МОЛОДЦЫ!!!

Вот имена победителей:

1. Даниил Чередниченко
  2. Евгений Венский
  3. Анастасия Венская

Один интересный момент, девушки были всего в двух командах, и обе эти команды из России. Как обычно россияне выезжают за счет женского пола.

Подведем итог.

Это были самые интересные, продуманные и хорошо организованные соревнования по промальпу, которые я видел, ни чемпионат FISAT в Германии, ни Российские соревнования не соответствуют этому уровню. Но были и недочеты, например малый прокатный фонд, отсутствие магазина фирменных товаров. Я готов был купить RIG для участия в этих соревнованиях, в России я это сделать просто не успел, но на заводе где собирают RIG-и их купить нельзя! Вот такой парадокс. Да еще не мешало бы наградить, может чисто символически, победителей отборочных этапов, а то сложилась следующая ситуация: в первый день соревнований было две команды, победившие на определенных этапах, но они не попали в полуфинал и их никак не выделили из общей массы команд. Считаю, что это не справедливо, все дистанции разные, и лучших на этапах стоило как-нибудь отметить.

На следующий день после соревнований, мы (наша команда и Толя), более 4-х часов общались с конструктором железа и специалистом из отдела маркетинга, задали кучу вопросов (в частности про ECRIN ROC), высказали несколько пожеланий, в общем, уморили спецов голодом и разговорами. Беседа получилась продуктивной.  Но это тема для  отдельной статьи.

Затем мы отправились в Париж, удовлетворять археологические интересы Акимова, а это уже совсем другая история.

P.S. В заключении не могу не рассказать вам о  Анатолии Бабене, великом белорусском путешественнике.

Толя спокойно себе работал программером и занимался спелеологией, но в этом году ему надоела работа, он поехал в экспедицию в Абхазию, потом ему пришлось поучаствовать в подземной спасательной операции, где мы с ним и познакомились. После этого он съездил на чемпионат России по спортивной спелеологии и принял в нем участие, выступая за команду Оренбурга. Затем скатался на пароме в Крым, от туда в Питер, из Питера в Москву, где сел к нам в машину и уехал во Францию, на чемпионат по промальпу, все это без заезда домой в Минск. Более двух месяцев непрерывных путешествий и мероприятий. Толик – ты крутой!

п вот еще несколько фоток с комментариями:

Вид на Кролль с ближайшего перевала

Еще раз V.Axess

4 октября, подготовка идет полным ходом

Парни из Сингапура проходят контроль снаряжения

Это Серж Ламбер, швейцарец, самый взрослый участник соревнований, ему 67 лет. Он до сих пор работает горным гидом и гоняет на горных лыжах. Недавно был на камчатке, катал ХелиСки. Вот пример для подражания!!!

пспанцы — серебряные призеры (обратите внимание — педальки у всех привязаны, явный сплеослед)

Владимир Акимов в ожидании результатов первого дня

Будущий победитель возносит молитву Святому Петцелю

Ускоренная подготовка к финалу

Ребята еще бегут, но они уже победили, испанцы сошли с дистанции

Традиционное «дурацкое фото», как всегда не получилось