Коломенская веревка по стандарту EN

3 июня 2011

На столе блюд на 135 рублей!

Дело делает команда, а команду – забота руководителя. А любой рабочий человек сразу скажет, что главная забота – это полнота желудка. Поэтому экскурсию на завод Коломенской веревки (ОАО «Канат») начинаем со столовой (огромное спасибо ее работником, т.к. из-за нашего позднего приезда им пришлось задержаться на работе!). Вкусно-дешево-мило – есть чему позавидовать. В нашем рейтинге столовых эта прочно занимает второе место (первое с огромным отрывом у столовой Сплава на Кетчерской).

Коломенская веревка известна всем, кто использует статическую веревку для работы, спорта и т.д. За ней давно закрепился статус самой лучшей отечественной веревки, но и только. Большинство однозначно считают, что она, тем не менее, ни в какое сравнение не идет с веревкой западного (европейского, американского) производства. Правда обоснование этого тезиса мне как-то не встречалось – т.е. хуже – и все.  Еще слышала истории типа «а вот у Мишани (Петра, пваныча, кореша и т.д.) 4 года назад была коломенская веревка — так она на первом же висе расплелась, оплетка отдельно, сердцевина отдельно — помню, внешне точно Коломенская веревка…»

Мы относились к ней также: т.е. привозили в магазин от случая к случаю (когда заканчивался наш любимый Ukrope), честно рассказывая покупателям, что сами считаем ее не образцового качества, но по ГОСТам и проч. — все в порядке — так что брать можно. Ну а цена понятно — с западной нечего и сравнивать — поэтому все и брали. п вдруг (этакое сказочное «и вдруг») подвернулась возможность побывать на самом Коломенском заводе, да не просто побывать, а познакомиться с гендиром, Егоновой Людмилой Юрьевной, и пройти по заводу с экскурсией. Коломенский завод старый. п даже очень старый. Об этом свидетельствуют картины на стенах цеха дореволюционной постройки, где работницы начала прошлого века работают для народного блага. Говорят что первое судно Петра I, было снабжено такелажем с коломенской мануфактуры о чем есть документальные записи. Сейчас на заводе работают более полутысячи человек.

Первое, что мы узнали — страховочные спортивные веревки — это лишь одна из небольших частей огромного ассортимента завода. Большая часть продукции предназначена для морского дела и многое идет на экспорт. Размеры этой продукции поражает воображение. Так на станке «Викинг» могут сплести канат толщиной до 138 мм. Картинка, к сожалению, не передает размаха этого чудовища: в реальности по залу с немалой скоростью летают эдакие катушки высотой в 2 человеческих роста.

Стенд Viking работает на заводе с конца 70-ых. За это время в технологии производства швартовых канатов во всем мире не произошло существенных изменений.

Оборудование — вообще самая интересная тема на заводе: здесь действуют абсолютно живые экземпляры 60х годов наравне с новейшим современным оборудованием. Вот набор шестеренок, которые переставляются вручную в зависимости от толщины продукции:

Коробка передач для станка выглядит именно так.

пз новейших технологий — спайка нитей без узлов — то самое, что позволяет делать веревку большой длины. Эту картинку нас попросили не вешать — промышленная тайна.

Еще  понравился цех, где плелись шнурки: множество миниатюрных машин, детали которых вращяются в бешенном ритме. Правда, это самый громкий цех на производстве.

Шнуры для рыболовных сетей, специально утяжаляют свинцовым сердечником.

Страховочную веревку делают так:

Сердцевина веревки запрягается в оплетку.
Общий план внутри станка
Общий план цеха альпинистких веревок

Как нам рассказали, страховочно-спасательная веревка соответствует всем нормам EN и UIAA (кстати сертификат UIAA скоро будет получен). Для этого здесь собрана отдельная тестировочная лаборатория.  Каждый день отрезок веревки из партии подвергают всем тестам (всего их 8): разрыв, удлинение, смещение оплетки, коэффициент узлования и т.д.

На дальнем плане разрывная машина, усилие до 100 тонн.

На этом простом самодельном стенде (тем не менее сделанным по стандарту UIAA) тестируют веревку на сдвиг оплетки. Технология проста веревку вставляют в отверстие в набранных фрикционах определенного калибра, естественно что для каждого диаметра веревки свое соотношение,  далее вешают груз сдвигающий фрикционы друг относительно друга и протягивают веревку.

Стенд теста оплетки на сдвиг.

Вся произведенная веревка в обязательном порядке проходит тестирование на стенде проверки Herzog. В процессе перемотки с одной бобины на другую, веревку светят инфракрасным лучом определяя утолщения и другие отклонения от нормы, уже опираясь на которые можно делать выводы о потенциальных проблемах. Про принцип его работы обязательно узнаем во время более углубленной экскурсии в будущем. Скажу только, что практически все станки в цехе альпинистских веревок марки Herzog. Точно такие же можно увидеть на заводе Mammut!

Стенд проверки альпинисткой веревки Herzog

Также здесь разрабатываются новые типы веревок, которые возможно станут очень и очень интересными, например, 32-х прядная статическая веревка. На вопрос почему Кломна не производит динамику, ответ оказался вполне прозаичным: чтобы выпускать хорошую веревку, нужно брать то же сырье, которое берут крутые производители и ставить такие же станки — и цена на выходе будет такая же, как скажем у Beal или Tendon.

Кстати, Коломна также выпускает синтетический трос (в народе «кевларовый») для лебедок. Правда его нельзя купить в рознице, только заказать небольшую партию, эдак 1-2 км. Так что если у вас парк внедорожников — обратите внимание).

А еще на Коломенском заводе очень много резных деревянных украшений: они буквально по всюду, от ручек дверей до вот таких обитателей: