Суровый Альпинизм и розовые штаны

3 апреля 2008

Вот так я съездил на сборы в Хибины в марте.

Когда я только начал заниматься альпинизмом, то наивно полагал, что альпинизм – это снег. п что восхождения должны обязательно быть снежными. Когда приехал летом на Кавказ – испытал легкое разочарование…
Когда вернулся из Хибин – понял, что поводов для разочарования не было )))

Я поехал с новгородскими сборами, которые были с 22 по 29 марта. В Хибинах еще зимний сезон.
В поезде ехал с Костей и Аней, было достаточно весело. Уезжали из прохладной Москвы, а проснулись на заснеженных просторах становившейся все более северной России. 22 числа в 6.45 утра вышли в Апатитах в ясное морозное утро. К восьми мы были в поселке Кукисвумчорр, он же 25ый километр, в котором, в общежитии «Горняк» разместились сборы.
Общага «Горняк», видимо, пережила очень немало потрясений, ибо выглядела как полуразрушенная переоборудованная больничка. Чего стоит одна плита на этаж и одна (1, адын, one) душевая кабинка на ВСЮ общагу. Одна работающая конечно. Стены, в которых были явно выдолблены дырки под скай-хуки, говорили о предыдущих жильцах. Мы с Аней разместились в «пентхаусе» — огромном зале — вместе с тремя новичками.

Суровость в этих местах сочилась отовсюду. От трехметровых сугробов. От магазинов, работающих не ранее чем с 10, а то и 12 часов. От холодильника, которым являлся подоконник… Да и вообще Хибины хоть и низкие, но находятся за Полярным Кругом. Поэтому то в них так нежарко весной.

В день приезда пошли на перевал Географов — осмотреть местность, посмотреть на горы. Быстренько забежали, быстро свалили. Красивые горы. Чистое синее небо, яркое солнце. В головах рождались картины солнечно-снежного альпинизма, на душе было тепло. По прибытии в поселок, отметили приезд в кафешке, в которой очень неплохо кормили.
п если бы картины, рожденные воображением, могли воплощаться в жизнь, мне, черт возьми, было бы куда легче и веселее…

Про группу. Сборы состояли из новгородцев, белорусов и 2х москвичей – меня и Ани. п новгородцы, и белорусы – очень веселые позитивные ребята. Куча новгородцев ездили в Хибины уже по третьему и более разу, и ходили эти маршруты далеко не в первый раз. В моем отделении оказалось шесть человек плюс инструктор. пнструктор, Саша Абросимов, «Абросич», оказался классным, ходящим дядькой, лет под 40. Очень грамотный технически, лосяра редкостный. С ним было спокойно на маршруте. А в «лагере» у него был очень грамотный коньяк ) пз нашего отделения на маршруте работали только Костя, Валера и я. Костя и Валера – надежные, грамотные ребята. Работа с ними – одно удовольствие. Таня, Гриша и Вася поджумаривали, а Абросич контролировал. Главный инструктор сборов – Сергей Бойков – веселый и молодой инструктор. Приятно видеть инструкторов, из которых не сыпется песок. В физическом и моральном плане.

Открывашка.
Вид на Откол Тахтарвумчорра. Наш маршрут сильно левее

23 числа в 9 утра мы пошли открываться на Тахтарвумчорр, маршрут «Расщелина» 2А.

Про маршрут — «Нам сказали, на маршрут надо три карабина… А мы все думали зачем третий…»

Уже на подходе погода была нестабильная. Первые 3 веревки прошли в «3 такта» по резко приближающемуся к 80-90 градусному склону. Очень весело рубиться в снегу. На маршруте уже работала группа, и нам пришлось подождать их. Я полез первую веревку, она же ключ. Как говорили ребята, которые уже второй-третий раз в Хибинах в это время года, там все просто, тупо снег. Хрен там было. Пробки в камине были более чем бесснежные. Руки не цеплялись, с одной тяпкой вылезти было крайне невозможно. Учитывая еще то, что это был мой первый опыт драйтулинга… Вобщем, потупил некоторое время, попросил помощь в виде второй тяпки и вылез. Оставшийся маршрут не представлял технической сложности, за исключением того, что ребята взяли с собой лыжи… пм явно неудобно было застревать в камине ) А Абросич вообще лез в скитурных ботах, игнорируя перила, проходя их страховкой на карабине.

Мы очень долго стояли на станции, на лицах и штормовках стали расти сосульки. Несмотря на кучу теплой одежды, стоять было очень даже холодно. Валера развеселил всех шуткой, ставшей впоследствии очень популярной.

Двухтонная бетонная плита упала рядом с седым мальчиком

Затем Костя вылез на гребень. На гребне дул невероятно сильный ледяной ветер, который норовил сдуть нас оттуда нафик. На скалах рос зеленый лишайник и зелененькая травка. Мы решили, что они живут лучше нас.
Час по гребню и мы на вершине. Ветер не унимался, и, кажется, становился все сильнее. Шоколадки замерзли так, что ломали их вдвоем. Задерживаться долго было нелогично, так как уже было 7 вечера. Все-таки погодные условия СЕРЬЕЗНО влияют на скорость прохождения. В бушевавшей пурге быстренько сбежали вниз. Абросич съехал на лыжах с перевала. В лагере были к девяти вечера. Никогда еще после двойки не было таких ощущений. Ощущений полноты восхождения. Это не убер-тупые кавказские двойки. По крайней мере те, что мы ходили. Все больше назревали подозрения о том, что мы ходили такие неинтересные двойки только потому, что инструктора – ленивые суканы. Вообще восхождение приоткрыло понятие АЛЬПпНпЗМ. Это работа и взаимодействие в любых условиях. Даже когда перчатки промокли и заледенели, и согнуть пальцы одной руки можно только с помощью другой, а открыть муфту карабина ими – уже задача.

Пошли в кафешку. Я с целью поужинать. Но повар уже ушел, и мой ужин состоял из коньяка с яблоком, коньяка с апельсином и коньяка с лимоном. Суровый ужин.
На следующий день мы отдыхали. Поехали кататься в Кировск. Оказалось, Абросич классно катается на лыжах. Провел мне инструктаж и помог освоить некоторые вещи. Порадовало, что склоны длиннее, чем в «КАНТе». Очень продуктивный день.
В этот день ребята сходили на «Кораблик», и вернулись очень поздно, т.к. оказалось, что он очень нехило засыпан. «Точите кошки» — напутствие Вадика.

АГРХ, или на Кораблике

25 числа на гору пошло только наше отделение, остальные отдыхали. Мы уже знали, что не видать нам хорошей погоды. Подойдя под маршрут к 10 утра (малый Вудъяврчорр, «Кораблик», 3А), обнаружили белорусов, которые тоже собирались на Кораблик, но пропустили нас. Как оказалось впоследствии, не зря. На маршруте уже работала тройка.
В три такта были пройдены первые веревки. Снег повсюду. пдти по настолько крутому склону, к тому же еще присыпанному пухляком, бывает некомфортно. Ощущение что плывешь в море снега. За одно это восхождение я, кажется, получил больше снега, чем за всю жизнь.
Подошли под первую веревку троечного лазания. Я полез. Это был незабываемый опыт. Скалы все были засыпаны снегом, сверху пухляком, а ближе к скале так называемой «изморозью». Она вроде и плотная, но клюв инструмента не держится вообще и режет ее. Приходится копать, чтобы добраться до скал. Однако, добравшись до них, все равно не видишь на чем стоишь. Чувствуешь, что клюв уперся в камень, а что за камень… Кошки вроде и стоят на чем-то, но что это… Очень стремное лазание. Сложное больше психологически, чем технически. На 50 метров положил одну точку, ибо трещин так и не раскопал. Для станции раздолбил лед в трещинах. Полез следующую веревку, и, поставив инструмент на заледенелый мох, сорвался. Упал в пухляк. Все-таки «наша страховка надежнее нас». При падении удобно смел снег со скал своим телом. Валера вылез эту веревку. На моей станции нас догнали белорусы. А Валера догнал работавшую выше нас тройку. Затем дело пошло быстрее, мы уверенно лезли веревку за веревкой, провешивали перила и периодически останавливались, чтобы подождать, пока тройка отойдет на достаточное расстояние. Костя, Валера и я делали интересную работу при вполне суровых условиях. К сожалению, погода не радовала, радовало то, что мы взяли горнолыжные маски. Очень и очень удобно для зимних восхождений. Хотя у нас с Костей они в итоге запотели и замерзли…
76493570_resize.jpgКогда мы в очередной раз догнали тройку, я услышал знакомый голос. Оказалось, это Чух. Погода вроде наладилась, стало просто холодно. Без снега и ветра. Я догнал Чуха уже под ключом – небольшой трещинкой IV категории. Они как раз заканчивали ее обрабатывать. Поговорили. Долго ждал, пока все дойдут и дожумарят. Ключ прошел Костя, используя минимум технических средств. В 6 вечера были на вершине. К сожалению, никто не взял фотоаппарата. Все решили, что будет такая же задница, как на «Расщелине». А можно было получить много красивых фоток…
К слову, белорусы отстали от нас через веревку после встречи, и мы слышали в рацию их голоса даже в общаге. п это притом, что мы успели постоять на вершине, поесть шоколадки и спуститься. Впоследствии я узнал от Чуха, что белорусы оправдывали свое появление на вершине в 10 (ДЕСЯТЬ!!!) вечера тем, что перед ними работала медленная группа. Ну ну…
Восхождение оставило массу приятных впечатлений. Много интересного лазания. Опыт работы в замерзших перчатках. Опыт откапывания щелей под закладосы. Да просто преодоление себя, противостояние вездесущему холоду. Все-таки троечное лазание зимой ну ни разу не сравнится с летним троечным. Действительно СУРОВАЯ зимняя тройка. Потрясающий опыт. А еще я могу уверенно сказать, что люблю мои Grivel AlpWing’и. Какие же они классные!!! Лучший альпинистский технический инструмент. Кварки и рядом не валялись.

Дни отдыха и аморальное разложение

На следующий день ожидалось резкое ухудшение погоды, и еще с вечера 25 числа никого никуда не выпустили. А у нас был день отдыха. Ребята пошли лазить по скалам и натечному льду в Кировск, а я — кататься. Катался мало, подъемники закрыли из-за непогоды. 2 раза зашел пешком на склон, ибо было жалко денег, отданных за ботинки в прокате. В горнолыжке ходить очень неудобно. Но я суров и упорен. Погода действительно ужасно испортилась. До остановки в Кировске шел через сильную пургу.
В общаге пришла в голову мысль на тяпках полазить по комнате. Мысль была моментально поддержана всеми. Были выдолблены новые зацепы, появление которых не сильно изменило и без того унылый вид «пентхауса». Маршрут «траверс 75-ой» был оценен по достоинству всеми.
27 числа опять никто не куда не пошел. С Вадиком съездили покататься. Погода не очень, зато был открыт более длинный подъемник, почти 2 километра. Порадовался. По приезду домой обнаружили, что в маленькой комнатке девушки устроили «болдеринговый зал» для драйтулинга. Я пришел и вылез онсайтом их трассу. Сделал новую. Назвал «Суровая Женщина». Потом подтянулся народ, и была сделана еще одна. «Суровый Мужчина». Прохождение каждой трассы давало тебе звание, соответствующее названию трассы. Посмотреть собралась куча народа. Получился настоящий болдеринг. Проблемы и решения сыпались градом. Было очень весело. Как участникам, так и зрителям.
Вечером этого дня поехал на базу МГУ, она же 23ий километр, отмечать день рождения Чуха. На базе было тепло, уютно, весело. Встретил прину Морозову и несколько других интересных людей. Договорились на следующий день пойти лазить, да и, как оказалось, Аня знакома с Чухом.

Суровая Женщина

Утром 28 числа с Аней пришли на базу к Чуху, с намерениями лазить. Оказалось, Чух и Маша ждали нас, чтобы совершить первопроход на Юкспор. Задача состояла в том, чтобы сделать маршрут – «открывашку», который можно быстро и удобно сходить с базы МГУ. Маршрут по большей части гребневой и должен быть 1Б. Взяли снегоступы и пошли. У каждого по 2 тяпки, у Маши одна. пдем на единичку. Железа спокойно хватило бы на тройку.
Подход, конечно, долгий и по глубокому снегу. Без снегоступов можно было утонуть. Кстати, снегоступы – очень удобная вещь. Под маршрутом связались все одной веревкой, первой пустили Аню. Аня доблестно пролезла весь маршрут, изредка руководимая Чухом. После косяка с застрявшим френдом, я решил идти последним, и выбивать точки вместо Маши. А также фотографировать маршрут, ибо Маша забыла цифровик. А ее брали как фотографа. У меня по счастливой случайности было 16 кадров на пленке. пз лагеря за нами наблюдали и иногда корректировали путь. В 4 с чем-то были на вершине. Весь маршрут светило солнышко. Приятно и даже немного жарко. Маршрут назвали в честь Ани – Суровая Женщина (описание маршрута). Да и вообще в тему женского альпинизма. На вершине Чух сфотографировался в розовых штанах, и мы начали спуск по пути подъема. Задача выполнена. Маршрут, быстро ходимый с базы сделан.

Розовые штаны на вершинах мира. Юкспор.

Вечером под пиво с Чухом, Машей и прой писалось описание маршрута. Наутро белорусы прошли маршрут, подтвердив его единичность Б.
Переночевал на 23ем километре. С утра собрался, с Аней и Чухом съездили в Кировск, не нашли там как быстрой проявки пленки, так и кафешки, открытой с 11. Тут уже подъехали мои родственники, и я, попрощавшись со всеми, уехал в Мурманск. По пути покатался на склоне за Кировском длиной 3 километра. Если бы еще не при таких аццких погодных условиях. Очки не помогали ни разу. Белый снег и белый от снега воздух. Ориентиры – красные ограничители трасс. Однако очень порадовало. Все-таки три километра это интересно.
29 числа началось потепление. Вовремя.

Вот так и закончились сборы в Хибинах. Они принесли очень много опыта, ощущений, впечатлений. п хоть некоторые говорили, что майские горки в Хибинах тоже считаются зимними — они только считаются. Май тут в разы теплее. Мы отхватили кусок настоящей, суровой зимы в марте. Я обязательно вернусь в Хибины зимой. Ведь теперь я Суровый Мужчина а также я:

Физически подготовлен отлично. Уверенно работет первым на маршруте. Активен. Любознателен. Коммуникабелен. Рекомендуется дальнейшее занятие альпинизмом.

PS. Новгородцы оставившили заброску железа стоимостью почти 40 штук, и, из-за невероятных снегопадов, откапывали ее четыре дня…

PPS. Фотки не все, в скором времени будут исчо